Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

15.04.2013 «Нарушения нормального взросления подростков и пути преодоления этих проблем»

Именно эту, волнующую многих взрослых, тему выбрал для своего выступления на встрече с прихожанами Свято-Екатерининского кафедрального Собора г. Краснодара доктор педагогических наук, действительный член Российской академии социальных наук, заслуженный учитель Кубани, учитель физики Азовского лицея Северского района Краснодарского края, профессор Кубанского государственного университета Остапенко Андрей Александрович.
Встреча состоялась 14 апреля 2013 г. в 12.30 в Большом зале административного здания Собора и вызвала горячий отклик у многочисленных слушателей, большинство из которых – родители воспитанников нашей Детской Воскресной школы. Духовник Детской Воскресной школы собора – иерей Максим Ханов после общей начальной молитвы представил гостя и передал ему слово.
Интересно и обстоятельно, на примере фактов и таблиц, Андрей Александрович Остапенко обозначил понятие «нормы» в воспитании, отклонения от нормы и пути преодоления проблем, связанных с взрослением подростков.
Наш духовный опыт говорит, что нормальное жизнеспособное общество складывается только тогда, когда в нём есть иерархия (неравенство) во всём: младший, неопытный, не имеющий ответственности подчиняется старшему, опытному ответственному, и второй несёт ответственность за первого. Младшему, чем меньше и несмышленее он, больше ставится запретов. Рост и взросление человека испокон веков состояли в постепенной передаче ответственности от старшего к младшему, в поэтапном снятии запретов.
Что такое благословение на брак? Это значит, что родители воспитали, приготовили своего ребёнка к созданию семьи, их чадо способно ответственно создать собственную семью. Не просто сказал слово: «благословляю». Это ответственность родительская за ответственность детей.
Любовь, забота и доверие, по мнению педагога-учёного А.А. Остапенко, должны господствовать во взаимоотношениях между взрослыми и детьми в семье и в школе. Но все же ключевым чувством он считает доверие. Именно на доверии, а также на заботе и любви построены, в идеале, отношения между детьми разных возрастов и возможностей, детьми и родителями, детьми и учителями. Здесь все учат друг друга и помогают друг другу.
Нарушение иерархичности состоит в том, что общество, прежде всего, в семье и школе, перестаёт предлагать юному человеку основные этапы взросления. Наоборот, ребёнку безответственно предлагают выбирать самому между добром и злом. Причём, при нашей демократии всё размытее и размытее становятся границы между добром и злом, красивым и уродливым. Относительность основополагающих духовно-нравственных понятий добра и зла ведёт к цинизму, к жизни вне Божьих заповедей.

А чаду охота взрослеть! И он находит «наставников», а также места, где ему ставят «метки» о прохождении этапов «взросления»: сигарета во рту, алкоголь, наркотик, дерзкий поступок, секс.
Заслуженный учитель Кубани сказал, что наша страна сегодня имеет второе поколение инфантильной молодёжи, не способной брать ответственность за самого себя и других. Вырождается ответственность людей друг перед другом, перед Богом, народа - перед будущими поколениями. Вырождается народ.
Христианство говорит о признании неравенства людей как о возможности спасения себя и ближних на наших утлых судёнышках жизни, как об одном из признаков благополучия общества.
Если мы нашим неравным детям навязываем равенство и соревнование, то мы убиваем в них с самого детства заботу друг о друге. По большому счету из подобных детей должны вырасти люди, которым не за кого будет отдать собственную жизнь. Если мужчины, то это не защитники, если женщины - то не матери. Желает ли себе любое здоровое общество такой перспективы в недалёком будущем? Если желает, то здорово ли оно?
Детское одиночество было всегда. Весь вопрос в том, когда оно было типичным, а когда - нет. В начале прошлого века, безусловно, оно было типичным, когда беспризорность захлестнула расхристанную Россию. В «Педагогической поэме» Макаренко очень хорошо рассказывается, как учителя - от Бога, те, кто сохранил традиции старого российского просвещения, помогали этим потерянным мальчишкам и девчонкам обрести смысл в жизни.
Главнейшее условие спасения одинокого ребёнка - найти ему доброго значимого взрослого. Один из реальных воспитанников Макаренко, он же герой «Педагогической поэмы», он же будущий руководитель другого детского дома, смог состояться как личность, может быть, потому, что Антон Семёнович подыскал ему в своё время хорошего старшего «корешка».
Наличие значимого взрослого важно для нормального взросления ребёнка. Но сегодня этот взрослый в большой дефиците, детское одиночество стало не просто проблемой, это феномен. Одиночество при живых родителях. Во многих регионах России, официальная цифра социального детского одиночества - 50%! Фактически - ещё выше.
Андрей Александрович рассмотрел разные случаи появления таких потерянных детей. На одиночек приходится в нашей стране по его подсчетам 70% из всех, живущих в семьях. Только менее одной трети российских детей имеют значимых для их взросления родителей, готовых взять ответственность за своего ребёнка и ответственно их воспитывать. Эти родители, имеют педагогический такт, то есть способны плавно и верно передавать ответственность за ребёнку самому ребёнку. Остальные не готовы быть значимыми для взросления собственных чад.
Есть родители, которые чувствуют свою ответственность, но неправильно её проявляют. В одном случае, это гипер-опека, то есть неохотная передача ребёнку ответственности за него самого.
В другом - гипо-опека или низкая эмоциональная заряженность на ребёнка, отстраненность от него, когда на все его вопросы и просьбы звучит ответ: «никогда!». Наконец, третий случай: война между взрослыми за ребёнка, из которой проистекает детская лабильность: с мамой он один, с папой другой, с бабушкой третий... Во всех этих случаях помощь должна оказываться, прежде, всего, родителям.
Ещё страшнее, когда ответственность взрослых отсутствует, или идёт её значительное нарушение. Более «мягкий» вариант данной беды - внутренняя оппозиция к ребёнку. В одном случае ребёнок рассматривается как домашняя вещь. Пример: красивое, талантливое чадо любят показывать гостям. В другом случае его подавляют, эксплуатируют, используют. Оба «мягких» варианта всё-таки имеют выход.
Самый патологический вариант детского одиночества при живых родителях - это создание внешней оппозиции к ребёнку. Чаще всего, такое наблюдается в сектантских семьях. Там родители говорят своим чадам: «Все кругом отбросы, спасёмся только мы». Весь мир чужд и враждебен, детская душа прочно изолирована от него. Возможность влияния на такую ситуацию со стороны школы и общественности практически равна нулю, и, к сожалению, пока не работает законодательство.
Когда одиночество становится, с точки зрения самого подростка, безвыходным, приходит мысль о самоубийстве. Часто бывает между тем и этим промежуточное звено: алкоголь, наркотики и т.д. Но если на помощь не придёт значимый взрослый и не покажет человеку смысл жизни (а смысл жизни к ребёнку идёт только от взрослых!), то самоубийство неизбежно. Или неизбежным будет убийство, которого бессознательно станет искать на свою голову трагически одинокое детское существо. Андрей Александрович сказал, что по Краснодарскому краю суицид в последние годы увеличился в 12 раз! Он также подчеркнул, что точно знает: значимых взрослых всё труднее находить как среди родителей, так и среди учителей.
Дефицит нормальных значимых старших растёт год от года. Причина - в так называемой демократизации нашего общества, ибо в таком обществе нет иерархичности. Здесь все как бы равны, а это неправда. Нормальное общество строится на иерархическом подчинении младшего старшему, неопытного опытному, не имеющего ответственности - ответственному. А всё это определяется духовностью.
Потерялись нравственные ориентиры, постепенно сместились нормы хорошего и плохого, увы, в сторону плохого. Взамен установки «сеять доброе и вечное», пришла установка «формирования конкурентноспособной личности», что, в свою очередь, явилось причиной исчезновения взаимной заботы, уважения, доверия и появления «толерантности» и «лояльности».
Кстати, говоря о толерантности и лояльности, с её слоганом «Мы все равны», мы не отдаем себе отчет в том, что такой подход к проблеме является ущербным не только тем, что формирует в детских сердцах равнодушное, холодное отношение к ближним и всему миру. Он заключает в себе большую, принципиальную неправду. Ведь «терпеть» ближнего и любить – далеко не одно и то же.
Забота о ближнем и даяние, а не потребление – вот условие становления человека.
Что есть добро? Это образ Божий в человеке или, говоря привычным языком, гармонично и всесторонне развитая личность, то есть от природы заданная устремленность души к некоему доброму и светлому идеалу.
Идеал жизни без дурных слов и поступков не может расходиться с внутренними помыслами, с потаенным внутренним миром человека. Воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности - это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание. Просто нравственного поведения можно добиться кнутом и пряником. Нравственного поведения, основанного на внутреннем согласии, добиться труднее. И чем больше мы проявляем толерантности, а не любви и доверия к ребёнку, тем меньше мы увидим в ребёнке нравственной чистоты. Любовь и доверие - духовны. Они - от Бога. Любовь Свою Он показывает нам через доверие, оставляя за человеком право выбора. Сохранение иерархии ценностей и иерархичности человеческих отношений, восстановление нашей духовности - непременное условие нашего выживания и возрождения.
После своего доклада А.А.Остапенко ответил на многочисленные вопросы участников встречи по проблемам воспитания детей. Отец Максим Ханов поблагодарил его за интересное, содержательное выступление, вручил гостю прекрасный букет роз и выразил надежду на то, что подобные встречи станут традиционными. А. А. Остапенко пообещал снова посетить эту аудиторию с новой лекцией и продиктовал всем присутствующим адрес своего сайта и свой электронный адрес, по которому родители смогут обратиться к нему за советом.

Биографическая справка

Остапенко Андрей Александрович (1964 г.р.), окончил физико-математический факультет Полтавского государственного педагогического института по специальности учитель физики и математики в 1986 году. В том же году снимался в фильме "Учитель, которого ждут" (Киевнаучфильм, реж. В. Хмельницкий). В 1988 году стал лауреатом Первого Всесоюзного методического фестиваля "Урок физики-88".
Доктор педагогических наук, действительный член Российской академии социальных наук, Заслуженный учитель Кубани, учитель физики Азовского лицея Северского района Краснодарского края, профессор Кубанского государственного университета, Екатеринодарской духовной семинарии и Высших богословских курсов Московской духовной академии, член правления издательского дома "Народное образование", главный редактор российского журнала "Педагогическая техника", член редакционно-экспертных советов российских журналов "Школьные технологии", "Воспитательная работа в школе", "Управление образованием", "Социальная педагогика".
Автор более 400 публикаций по педагогике, психологии и антропологии.
Автор книги стихов "Литературные пристрастия физика" (Краснодар, 1997) и авторского диска песен "И вечным остаётся ожидание" (Ставрополь, 2002). Член Союза литераторов Украины по секции "поэзия" с 1991 года.

 

 

 


 

фото: Владимир Иванов
фото: Владимир Иванов
фото: Владимир Иванов
фото: Владимир Иванов
фото: Владимир Иванов
фото: Владимир Иванов

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version