Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

05.12.2011 Годовщина блаженной кончины Патриарха Алексия II

5 декабря 2011 года Русская Православная Церковь молитвенно совершает трехлетнюю годовщину блаженной кончины Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера).

Святейший Патриарх Алексий II родился 23 февраля 1929 года, при крещении ему было наречено имя Алексий, в честь преподобного Алексия, человека Божия. Его отец, Михаил Александрович Ридигер, происходил из старинной петербургской семьи, представители которой проходили поприще военной и государственной службы. Михаил Александрович, окончив Императорское Училище Правоведения, должен был пойти по их стопам, однако события революции 1917 года изменили его планы. Поселившись в новообразованном государстве Эстония, он в 1926 году сочетался браком с Еленой Иосифовной Писаревой, уроженкой Ревеля (Таллина). Отец будущего Патриарха активно участвовал в деятельности Русского Студенческого Христианского движения, которое своей целью ставило подготовку защитников Церкви и веры, утверждало неотделимость русской культуры от Православия.

С юных лет Михаил Александрович Ридигер стремился к пастырскому служению, но только лишь после окончания богословских курсов, открытых в Ревеле в 1938 году, он был рукоположен сначала в сан диакона, а затем – во иерея. В течение шестнадцати лет отец Михаил был настоятелем храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Таллине.

В семье будущего Первосвятителя царил дух церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и семья поистине является домашней церковью. Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий и Псково-Печерский монастыри, родители брали Алексея с собой, дважды они вместе побывали в Валаамской обители. Именно там, в сердце мальчика загорелась любовь к монашеской жизни, и будущий Патриарх познакомился с духоносными старцами, с которыми у него завязалась переписка о сокровенном внутреннем делании.

С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви. Его духовником был протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор. С пятнадцати лет Алексей нес послушание иподиакона у епископа Таллинского и Эстонского Павла. А затем – у епископа Исидора. Учился в русской средней школе в Таллине.

В 1945 году, когда Эстония была освобождена советскими войсками от немецких оккупантов, таллинский Александро-Невский собор был возвращен Православной Церкви. Именно на плечи иподиакона Алексия выпала нелегкая задача – привести в порядок собор и подготовить его для возобновления богослужений. Это ответственное послушание он выполнил достойно: первое богослужение в соборе состоялось уже на Пасху 1945 года. Алексей был псаломщиком, а затем ризничим в восстановленном храме.

В 1946 году Алексей Ридигер сдал экзамены в Ленинградскую Духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему еще не исполнилось восемнадцати лет. Однако в следующем, 1947 году, он был зачислен сразу на третий курс семинарии, которую закончил в 1949 году по первому разряду. Уже будучи студентом первого курса Ленинградской Духовной академии, он был рукоположен в сан диакона 15 апреля 1950 года. А 17 апреля 1950 года состоялась священническая хиротония диакона Алексия с назначением настоятелем Богоявленского храма города Йыхви Таллиннской епархии. Три с лишним года иерей Алексий совмещал служение приходского священника с учебой в Академии. В 1953 году отец Алексий заканчивает духовную академию по первому разряду и удостаивается степени кандидата Богословия за работу «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист».

15 июля 1957 года отец Алексий был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту, где он прослужил четыре года. Тарту (Юрьев) – университетский город, о котором Святейший Патриарх сохранил теплые воспоминания.

17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея. 3 марта 1961 года протоиерей Алексий Ридигер в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры был пострижен в монашество с наречением имени Алексия, в честь Святителя Алексия, митрополита Московского. Вскоре установлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллиннским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий был возведен в сан архимандрита.

3 сентября 1961 года архимандрит Алексий ступил под своды родного ему с детства Александро-Невского собора в Таллине – в этот день состоялась его архиерейская хиротония, которую возглавлял архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). В своей речи при наречении во епископа он сказал: «С юных лет в моем сердце была любовь к храму Божьему и в глубине своей души я слышал голос, зовущий: Иди ко Мне (Лк. 5. 27). В юные годы я любил прислуживать при богослужениях, а затем, по получении богословского образования и принятии благодати священства, в течение 11 лет проходил пастырское служение, черпая силы для его прохождения в молитве и укрепляющей силе Божественной благодати, которая "немощная врачует и оскудевающая восполняет". Теперь мне предстоит более трудный подвиг в сане епископа. Перед моим духовным взором в качестве идеала истинного пастыря рисуется образ Божественного Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. Вспоминаются Его заветы святым апостолам и другим последующим пастырям святой Церкви Христовой, которым заповедано быть добрыми пастырями, полагающими душу свою за овцы своя (Иоан. 10. 11), являться для верных образцом словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4. 12), преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости, подвизаться добрым подвигом веры (1 Тим. 6. 11–12). Вот те основные требования, которые предъявляет Господь в Священном Писании к каждому истинному пастырю, а к епископу в особенности. А чтобы исполнить в жизни эти великие требования, одних слабых человеческих сил недостаточно, нужна особая, укрепляющая, благодатная помощь. Я любил повторять слова великого апостола языков Павла вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4. 13».

Служение епископа Алексия выпало на сложный период в жизни Русской Церкви – разгар хрущевских гонений. С 1961 г. борьба с религией стала одной из основных задач идеологических задач советской партии. Путь к скорейшему искоренению религии в Советской стране, по замыслам гонителей Церкви, лежал через массовое закрытие приходов. За один лишь 1961 год численность приходов в нашей стране сократилась более чем на полтары тысячи. В годы хрущевских гонений число насельников и насельниц обителей сократилось почти в четыре раза и составляло примерно полторы тысячи человек. К 1964 г. осталось всего 18 монастырей. Газета, радио и телевидение извергали потоки хулы и клеветы на веру и Церковь, а власть и общественность травили и преследовали христиан.

Уже с самого начала своего архипастырского служения молодой епископ столкнулся с решением местной власти о закрытии Пюхтицкого Успенского монастыря. Однако ему удалось убедить советское начальство в невозможности для епископа начинать служение с закрытия обители. Уже будучи заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений, епископ Алексий привез в монастырь делегацию Евангелической Церкви Германии. В то время его отец лежал с инфарктом, но епископ должен был сопровождать иностранных гостей – ведь речь шла о спасении обители. После появления в иностранной печати восторженных отзывов о Пюхтицком монастыре одна делегация за другой высказывали желание посетить обитель. Таким образом, вопрос о закрытии монастыря был снят.

23 июня 1964 года епископ Алексий был удостоен сана архиепископа, а в конце того года был назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода. 7 мая 1965 года архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета, освобожден, согласно личной просьбе, от этой должности он был определением Священного Синода от 16 сентября 1986 года. 25 февраля 1968 года архиепископ Алексий был возведен в сан митрополита. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года он был удостоен права ношения второй панагии.

В 1984 году владыке Алексию было присвоено звание доктора богословия. Трехтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии» был представлен им на соискание степени магистра богословия. Но ученый совет ЛДА единодушно решил, что автор заслуживает более высокой ученой степени, чем та, на соискание которой он представил работу, ввиду того, что диссертация по глубине исследованию и по объему материала значительно превосходила традиционные критерии магистерской работы.

Одно из ярчайших событий того времени, ставшее отправной точкой возрождения Русской Церкви – празднование 1000-летия Крещения Руси. Для митрополита Алексия период подготовки этого юбилейного торжества стал одним из важнейших этапов жизненного пути. 23 декабря 1980 года владыка Алексий был назначен заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия крещения Руси. В мае 1983 года Московской Патриархии был передан Свято-Данилов монастырь. На долю митрополита Алексия выпала нелегкая задача: он был назначен председателем Ответственной комиссии по приему зданий монастыря, организации и проведению ремонтно-реставрационных работ.

9 июня 1986 года владыка Алексий был назначен на вторую по значению кафедру Русской Православной Церкви – Ленинградскую с поручением управлять Таллинской епархией. Правление нового архиерея стало переломным для северной столицы. Сначала владыка столкнулся с полным игнорированием Церкви городскими властями, но вскоре представители власти сами стали приезжать на прием к митрополиту. Многие храмы были открыты, Церкви возвращались ее святыни.

З мая 1990 года почил о Господе Святейший Патриарх Пимен. Для избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван внеочередной Поместный Собор. 7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой Лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха, им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий.

Архиепископ Оренбургский и Бузулукский Леонтий, старейший по хиротонии архиерей русской Православной Церкви, произнес поздравления новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II: « Силой единства Святого Духа Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал… Вашу Святыню пятнадцатым светильником Всероссийского Патриаршего Престола. Радуемся и сорадуемся и от всего сердца и от всей души приветствуем Ваше Святейшество. Патриаршество Вашего Святейшества да будет благословенным для Русской Православной Церкви и спасительным для Вашей Святыни».

Интронизация Святейшего Патриарха было совершена 10 июня 1990 года в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы.

Время Первосвятительства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совпало с периодом преобразования нашего общества, с духовным подъемом и возрождением Русской Православной Церкви. Возрастает количество храмов, обителей, духовных учебных заведений, умножается число клириков и монашествующих, прихожан.

Видимым знаком особой милости Божией к нашей Церкви может служить факт канонизации многих святых, прославленных именно в патриаршество Святейшего Патриарха Алексия II. И особое место здесь, вне всякого сомнения, занимает Собор новомучеников и исповедников Российских. На их крови Церковь Русская зиждется и их страданиями укрепляется. Как плод спасительного сеяния приносит Русская земля своих лучших чад к престолу Божию, тех кого не смогли отлучить от любви Божией ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь (Рим. 8, 35, 38-39). Святейший Патриарх Алексий родился и вырос в годы гонений на Церковь Христову. В те трудные годы хрущевских гонений, когда Святейший Владыка выходил на поприще своего архипастырского служения, этот мир покидало старшее поколение епископов, начинавшее свое служение в дореволюционной России, - исповедники, прошедшие Соловки и страдания ГУЛАГа, архиереи, уходившие в зарубежное изгнание и возвращающиеся на Родину после войны. На смену им шла плеяда новых епископов, не видевших Русскую Церковь в могуществе и славе, избравшие пути служения Церкви гонимой. Среди них – и молодой епископ Таллиннский и Эстонский, которому промыслом Божиим было предуготовлено взойти на престол Всероссийских Первосвятителей.

Одной из черт, достаточно ярко характеризующих положение Церкви в современном российском обществе, является взаимоотношения представителей власти и Церкви. Именно сейчас возникла новая форма диалога власти и Церкви. Это не диктатура безбожной идеологии и не обмен правами двух сторон, не желающих видеть друг в друге сотрудников в деле становления государственно-общественного строя. Теперь – это взаимное сотрудничество, имеющее своей целью нравственное благо каждого человека в окружающем нас мире. Для государства и Церкви существует множество сфер для общего делания, это предоставляет возможность для деятельной работы на различных уровнях власти, от муниципального до общефедерального.

И начало подобного общения положено еще было давно: и когда благодаря стараниям Святейшего Патриарха Алексия II в бытность его епископом Таллиннским и Эстонским в стенах Пюхтицкой обители была сохранена монашеская жизнь, и когда он, возглавляя Ленинградскую кафедру, призывает власти к сотрудничеству, открывает новые храмы и часовни.

Признанием заслуг Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в деле развития Российской государственности служит тот факт, что 12 июня 2006 года в Кремле за плодотворную просветительскую и миротворческую деятельность, способствующую утверждению непреходящих нравственных ценностей и консолидации общества Святейший Владыка был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

После награждения Святейший Патриарх выступил с кратким словом. Он поблагодарил Президента России за высокую честь — вручение Государственной премии — и сказал, что относит ее ко всей Русской Православной Церкви, к своим соработникам — архипастырям, пастырям, монашествующим и православным верующим.

«Церковь в Российской Федерации отделена от государства, но Церковь не отделена от общества. На протяжении своей тысячелетней истории Русская Православная Церковь была всегда со своим народом — в радостях и испытаниях. Так было и так будет», — подчеркнул Святейший Патриарх.

Чуть ранее в своем поздравлении к 16-летию интронизации Святейшего Патриарха Алексия II президент Российской Федерации В.В. Путин отметил:
«Многолетняя и плодотворная деятельность на посту Предстоятеля Русской Православной Церкви снискала Вам авторитет и уважение в нашей стране. Долгие годы Ваше пастырское слово … помогает людям находить прочную духовную опору.

Сегодня в России во многом благодаря Вашим усилиям Русская Православная Церковь стала неотъемлемой частью гражданского общества, фактором стабильности межнациональных и межрелигиозных отношений. Особой благодарности заслуживает ее просветительская, благотворительная и миротворческая деятельность».

5 декабря 2008 года Святейший алексий почил о Господе, престол Великого господина и отца нашего, епископа великого града Москвы, Патриарха Всероссийского занял Святейший КИРИЛЛ.
В эпоху созидания Московской Руси заслуга каждого митрополита града Москвы созидалась на фундаменте трудов своих предшественников, так и ныне на базисе приснопамятных Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Филиппа, Иова, Ермогена, Никона Платона, Филарета, Иннокентия, Макария, Тихона, Петра, Сергия, Алексия, Пимена да исправит и обновит труды Святейшего Отца нашего КИРИЛЛА.

 

Статья и фотографии заведующего кафедрой Церковной истории Николо-Угрешской духовной семинарии иеродиакона Иова (Чернышева).


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version