Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

26.05.2023 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю Святых Отцов Первого Вселенского Собора, которая состоится 28 мая 2023 года

     Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 7-ю неделю по Пасхе, Святых Отцов Первого Вселенского Собора, которая состоится 28 мая 2023 года.

полный текст: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора

 

     Всего Недель от Светлого Христова Воскресения до отдания Пасхи — шесть, а до Пятидесятницы – семь:
1-я Неделя — Пасхальная
2-я Неделя — Фомина
3-я Неделя — святых жен-мироносиц
4-я Неделя — о расслабленном
5-я Неделя — о самаряныне
6-я Неделя — о слепом
7-я — святых отцев Первого Вселенского Собора

 

     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - основные задачи Первого Вселенского Собора;
     - краткое толкование двенадцати членов Символа Веры;
     - синаксарь в неделю святых 318 Богоносных отец, иже в Никеи (церковнославянский текст (транслитерация) и современный перевод);
     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 2. Недели Триоди Цветной. Неделя Святых Отцов;
     - святитель Филарет Московский (Дроздов): беседа в неделю седьмую по Пасхе (1853 г.);
     - особенности богослужения в неделю Святых Отцов Первого Вселенского Собора;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский, преподобные Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, блаженный Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 56 Евангелия от Иоанна (17:1-13).

 

     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - Иисус учил людей молиться Богу так: "Отче наш, сущий на небесах!" И вот, Он возводит очи Свои на небо, где пребывает Отец, и говорит: "Отче!" Не говорит Он, как мы говорим: "Отче наш", – но просто: "Отче!" Лишь Он один мог сказать: «Отче Мой», – и никто иной ни на небе, ни на земле. Ибо Он есть Сын Единородный Отца Небесного, Единый равный Отцу по естеству и существу, по милости и благодати Божией;

     - "прославь Сына Твоего": сего просил Иисус не как нуждающийся в получении этого, но имея в виду привести в совершенство первоначальный строй творения, потребовал славы, коею был облечен в то время, когда тварь облекалась славой, ибо как первые (творения) по благодати устроил так, чтобы они были без недостатков в славе и великолепии, которыми был облечен Сам, так пусть будет и последнее их устроение, по милосердию, без порока в славе, какою облекался;

     - сделать смертного человека бессмертным – такое же возвышенное и Божественное деяние, как и сотворить его из праха;

     - если же некоторые не покорились вере, не приняли закона, то конечно, они сами виновны в своей погибели, так как Спаситель никого не принуждает насильно. Добродетель – есть дело свободной воли;

     - познание Бога – вот для нас жизнь вечная, пока мы находимся на земле;

     - не нужно, однако, считать, будто человек, лишь пришедший к умозаключению, что Бог как-то и где-то существует, знает Бога. Знает Бога тот, кто ощущает Божие дыхание жизни в себе и повсюду вокруг себя; тот, кто и умом, и сердцем, и душою чувствует величественное и страшное присутствие единого истинного Бога как в природе, так и в жизни людей – и в своей собственной жизни;

     - если допустим многих богов, то необходимо будет признать различие между этими многими. Ибо если между ними нет никакого различия, то уже один, а не многие; если же между ними есть различие, то где совершенство? Если будет недоставать совершенства или по благости, или по силе, или по премудрости, или по времени, или по месту, то уже не будет и Бог. Тождество же во всем указывает скорее единого Бога, а не многих;

     - Господь дал нам догмат спасительнаго Своего воплощения: Егоже послал еси Иисус Христа". Не сказал: "еже послал еси Слово", – дабы кто нибудь, отсюду взяв повод, не подумал, что разлучает и разделяет Божество Свое от Божества Отча; но сказал: "Егоже послал еси Иисус Христа", да всяк уразумеет, что Он говорит о Своем вочеловечении, откуду отделяет Он едино токмо Божество от Своего человечества, многобожие всеконечно исторгая;

     - сказано: "Я прославил Тебя на земле", потому что на небе Отец уже прославлен, имея славу и по естеству, и будучи поклоняем от ангелов. Следовательно, не о той славе говорит, которая нераздельна с существом Его, – так как эту славу Он всегда имеет вполне, хотя бы и никто не прославлял Его, – но о славе, происходящей от служения людей. Поэтому и выражение: "прославь Меня" нужно разуметь точно также;

     - Господь хочет обожить человеческую природу и ввести в славу Божественную, чтобы и мы, люди, могли приблизиться к славе сей. В этом – венец всего служения Спасителя мира, в этом – великая тайна примирения людей с Богом и их благодатного усыновления чрез славу Богочеловека;

     - обратите внимание на такой очень важный момент: Господь молит Отца прославить Его после того, как сказал, что совершил дело, которое Отец поручил Ему исполнить. Сие есть ясное поучение всем нам: лишь исполнив волю Божию, мы можем надеяться на награду от Бога;

     - лишь рожденный от Бога может назвать Бога Отцом; лишь он может явить Его как Отца, не солгав ни сердцем, ни языком;

     - «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их»: совсем не обосновано мнение проповедников фатализма, которые в этих речах видят Божие предопределение одних людей ко спасению, а других – к погибели;

     - Сын обращается к Отцу: "Ты дал их Мне рабами, чтобы Я привел их к Тебе сынами";

     - Бог означает достоинство, а Отец - существенное свойство; имя Бога показывает Его Творцом и Господом ограниченной твари, а имя Отца - родителем беспредельной ипостаси Его Сына;

     - закон писанный (Моисеев) несовершен сый, и пестун, и имущий цель, да отвлечет людей от многобожия идольского, научает явно - что Бог есть един, но прикровенно - что Он есть Отец и Сын и Святой Дух. Евангельская же Христова проповедь, будучи совершенно Владычняя и клонящаяся к возведению человеков в совершенство веры, откровенно научила и единству Божества, и тройчеству Божиих лиц (ипостасей);

     - «Твои же беша», сказал Господь или потому, что и все люди, как Божие творение, суть Божии; или потому, что они ради своей добродетели ближайшими были к Богу;

     - на протяжении мировой истории многие тщеславные реформаторы пытались, применяя свои теории, сразу осчастливить весь человеческий род, апеллируя ко всему человечеству. Но их попытки быстро обращались в ничто, словно пузыри на воде, оставляя разочарованных людей в еще большей скорби. У дела Господа нашего Иисуса Христа – начало незаметное и незначительное, как зерно горчичное под землею: медленно оно растет, но когда вырастет, то никакие ветры не могут поколебать его;

     - как трудно разделить любовь двух любящих друг друга лиц, так трудно разделить и достояние Отца и Сына;

     - как Отец и Сын по сущности едины, но по Лицам разны, так да будет и между верными: разные и многие лица при единосущии любви, воли и ума;

     - по ипостасным свойствам Отец не рождается, Сын рождается, а Дух Святый исходит от Отца. Отец по отношению к Сыну является Родителем, а по отношению к Духу Святому – Изводителем;

     - по естеству и сущности Сии Трое представляют Собою Единицу Нераздельную, а по ипостасям – Троицу Неслиянную. Отсюда, все, что имеет Отец, имеет и Сын и Дух Святый – "и все Мое Твое, и Твое Мое". Это действительно и в отношении последователей Христовых. Они принадлежат Отцу, как и Сыну, как и Духу Святому;

     - у кого сила равная, у тех непременно и действование равное. Христос же Божия сила и Божия премудрость (Кол. 1:20). Посему вся Тем быша (Ин. 1:3) и всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1:16), не в том смысле, что Он исполняет какое-то орудное и рабское служение, но в том, что Он зиждительно совершает Отчую волю;

     - никто из избранных Господом не погиб, кроме Иуды предателя, как и сказано в Священном Писании. Однако и Иуда погиб не потому, что так написано, но потому, что не был верен Богу и был идолопоклонником серебра. Под погибелью разумей здесь отпадение и отчуждение от Бога, или даже самого диавола, как погубляющего тех, которые повинуются ему. Погиб же Иуда добровольно, вследствие злой воли своей;

     - святость Божия состоит в том, что Бог возвышен бесконечно над миром, отрешён от него, как совокупности всякого несовершенства и греховности, но в то же время может всегда сойти в мир для спасения или же для суда;

     - молитва Христова относится не только к апостолам – хотя к ним в первую очередь – но и ко всем, кто уверовал и уверует в Господа по слову их. Эта молитва относилась, таким образом, и к святым отцам Первого Вселенского Собора, память коих мы сегодня совершаем. Но эта молитва относится и ко всем нам, крещенным в Церкви Апостольской и узнавшим от апостолов и их последователей о спасительном имени Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. О братия мои, подумайте о том, что Господь Иисус Христос две тысячи лет назад пред самой Своею смертью думал о вас и молился о вас Богу! О, да соблюдет и да очистит вас всесильная молитва сия от всякого греха, да исполнит вас радости и да соединит сердца и души ваши!

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - в чем человеколюбивый Господь видит славу Свою?
     - почему Господь особо выделяет: "единого истинного Бога"?
     - почему Спаситель молит Отца прославить Его, если Слава Его равна славе Отчей?
     - какую славу имел Сын прежде создания мира?
     - какое же имя Божие Господь наш Иисус Христос открыл человекам?
     - что означает, что Господь молит не о всем мире, но только об учениках Своих?
     - почему Господь, только что сказав: "они были Твои, и Ты дал их Мне", – теперь говорит: "И все Мое Твое, и Твое Мое"?
     - почему Господь говорит, что Он уже не в мире?

 

     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Все наши дела и предприятия должны быть совершаемы с мыслью о Боге и для славы Божьей;
     - Обязанность христиан всецело посвящать себя Богу;
     - Истинное послушание Богу;
     - Как необходимо для христиан обогащаться религиозными познаниями;
     - Истинное познание в вере ведет к истинным делам по вере;
     - Побуждения к братскому единодушию и любви;
     - Препятствия к братскому единению.

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - О внимательности к самим себе;
     - Как мы должны использовать дурные примеры, чтобы они были поучительны для нас;
     - Наша зависимость от Бога;
     - Мы должны с упованием на самих себя соединять упование на Бога;
     - Трудолюбие, как вспомогательное средство для нашей добродетели.

Образцы церковной проповеди:
     Слово в Неделю Святых Отцов;
     Вознесение;
     Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю Святых Отцов.

 

Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 27 мая 2012 года, в неделю 7-ю по Пасхе, Святых Отцов Первого Вселенского Собора, в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     Однажды кто-то из светских людей, может быть, журналист, спросил меня: «А можете ли Вы одной фразой выразить всю сущность христианства?» И я тогда вспомнил 17-ю главу Евангелия от Иоанна и сказал: «Есть такая фраза». Мы слышали ее сегодня: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

     Здесь все — альфа и омега, начало и конец. Нет жизни вечной без знания Бога и посланного Им Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого. Знание принадлежит человеческому разуму, а разум, как и человеческая природа, ограничен. Поэтому само по себе познание всегда рискованно — оно очень зависит от личных качеств человека. Познание зависит от нашей культуры, от нашего воспитания, от нашего образования, от нашего образа жизни, от того, насколько мы привержены традиции или насколько мы с традицией не связаны. Образование никогда не имеет абсолютного значения, оно всегда относительно. Знание всегда относительно, потому что ограничено в силу ограниченности человеческой природы.

     Окружающий нас мир не живет этой жизнью. «Молю Тебя о тех, которых Ты Мне дал; не о всем мире молю Тебя, а только об этих молю, чтобы они были едины, как Мы едины». А в мире присутствует эта множественность взглядов, подходов. Она выражается во многом: в бытовых установках — и от этого нередко страдают наши семьи; в мировоззренческих установках; в политических взглядах; в культурном разнообразии.

 

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 28 мая 2023 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.


28 мая 2023 года Неделя 7-я по Пасхе, Святых Отцов Первого Вселенского Собора
полное последование: всенощное бдение (вечерня, утреня, часы, литургия)

скачать, формат doc скачать, формат pdf скачать, формат rtf скачать, формат html
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается;
- файл в формате *html открывается в браузере. Удобен для чтения с мобильных устройств, т.к. не имеет разбивки на страницы и имеет возможность форматировать размер текста внутри экрана мобильного устройства.

Текст последования подготовлен усилиями сайта последование.рф по схеме, данной в ежегоднике "Богослужебные указания", электронная версия которого представлена на сайтах "Православный церковный календарь", а также на сайте Патриархии.

 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version