Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

01.04.2011 Конец света случится, но мы живем еще не в апокалиптическое время

 В свете тревожных событий в Японии и в ряде арабских стран многие стали говорить о закате человеческой истории, проводить параллели между сводками новостей и различными предсказаниями.

О том, как христианам относиться к теме конца света и новейшим средствам электронного учета, в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал викарий Астанайской и Алма-Атинской епархии епископ Каскеленский Геннадий.

- Ваше Преосвященство, не будет преувеличением сказать, что в связи с разворачивающейся на наших глазах техногенной катастрофой в Японии в православной среде оживились апокалиптические предчувствия?

- Да, действительно, и мы не можем просто так отмахнуться от этих настроений. Если Вы откроете последнюю книгу Нового Завета, Откровение святого Иоанна Богослова, то в одной из ее глав, содержащих пророчества о последних временах, прочитаете следующий знаменательный текст: "Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. (Откр. 8, 10-11). Напомню, что "чернобыльник" - это и есть "полынь". Поэтому четверть века назад, после памятной трагедии, слово "полынь" в нарицательном смысле стало обозначать радиоактивное заражение.

В связи с этим всякий христиан, знакомый со Священным Писанием, не может не испытывать чувства тревоги, наблюдая за трагедией в Японии и сверяя события, которые происходят в этой стране, с соответствующей главой Апокалипсиса. В самом деле, а что, если радиация в больших количествах попадет в мировой океан?

Совпадение, конечно, удивительно, но вместе с тем можно с уверенностью сказать, что ряд пророчеств книги Откровения еще не исполнился.

- Например?

- Всемирная история, как предсказывает апостол Иоанн, окончится установлением на земле единого универсального политического режима, царства антихриста, которому Бог попустит иметь "... власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем" (Откр 13,7). Сегодня в мире действует такое количество разнонаправленных политических сил, находящихся в состоянии вражды и противоборства (чему подтверждением являются и нынешние события в арабских странах), что говорить о скором торжестве единой державы, по меньшей мере, рано.

Другим важным аргументом в пользу того обстоятельства, что мы живем еще не в апокалиптическое время, является, как это ни парадоксально звучит, сила Церкви Христовой. Ведь в Евангелии сказано: "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" (Лк. 18,8). То есть число христиан к концу человеческой истории будет мизерно.

Наблюдая за тем, как возрождается Русская православная церковь, сколько людей приходит во вновь открытые храмы, невольно задумываешься - может быть, Россия еще не сказала своего последнего слова в христианской истории? А какая напряженная духовная жизнь на Афоне! А сколько людей принимают святое православие на Западе!

Суждения скептиков, что, дескать, увлечение христианством носит поверхностный характер и является данью моде, смехотворны. Мы помним середину восьмидесятых годов с одним храмом на полумиллионные города и с горсткой старушек в этом храме. Сегодня в воскресный день рано утром приятно войти в московское метро - часто в вагонах можно встретить хорошо одетых барышень и молодых людей с молитвословами в руках.

- Может быть, в таком случае конец света будет отменен - как осуждение Ниневии, о чем рассказывает книга пророка Ионы?

- Конец света непременно случится. Христос это предсказал совершенно определенно и точно. Им дан и ряд признаков, по которым можно судить о его приближении, о некоторых из которых мы упоминали. Конец света - это не событие естественного, природного порядка, а сверхъестественное вмешательство всесильного Бога в бытие сотворенного Им мироздания. Естественная история человечества заканчивается практически полной апостасией, отступничеством, выражающимся в торжестве всемирного государства антихриста. И это торжество зла и порока прекращается вторым славным пришествием в мир нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Но очень важно понимать: наблюдение за тем, как сбываются предсказания апостола Иоанна, ни в коем случае не должно повергать душу христианина в ужас и отчаяние. Вспомним, что и сам Апокалипсис заканчивается на радостной, восторженной ноте: "Ей, гряди, Господи. Иисусе!" (Откр. 23,20). Ведь завершение периода истории земного человечества означает начало нового периода - свершится переселение праведников в мир, где не будет болезней, страданий, смерти, но вечная жизнь в общении с Богом.

Апокалипсис, как это ни парадоксально звучит, самая светлая, оптимистическая книга всей религиозной культуры человечества. И разве может заключительная книга Божественного Откровения быть другой?

- В последнее время в православной среде идут жаркие дискуссии о позволительности для верующих пользоваться новыми электронными документами, единой социальной картой, содержащей ИНН, микрочипами...

- И от этих опасений невозможно отмахнуться просто так. Снова открываем Апокалипсис и читаем в главе 13-й, что антихрист "... сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (Откр. 13:16, 17). И, как бы ни пытались мы истолковать этот текст, приводя исторические аналогии из практики рыночной торговли в Древнем Риме, все равно понятно, что он предельно реалистично описывает будущий порядок товарно-денежных отношений.

Однако, прежде чем делать выводы, необходимо вновь и вновь внимательно перечитать 13 и 14 главы Апокалипсиса. И принять во внимание 4, 12, 15 стихи 13 главы, а также 9 и 11 стихи 14 главы, из которых совершенно ясно следует, что кодовое начертание на чело и на руку получают только те люди, которые сознательно поклоняются антихристу, принимают его идеологию. Кто же отказывает антихристу в поклонении - те просто убиваются (13,15).

Это очень важно понять. Это означает, что в самые тяжкие времена гонений на последнюю Церковь всемилостивый Господь оставит людям возможность выбора, оставит богодарованную свободу: поклонился зверю - принял начертание, не поклонился - стал мучеником.

Принятие "начертания", "печати" ни в коем случае не предшествует отступничеству, а лишь запечатлевает свершившееся отступничество от Христа и поклонение антихристу.

К сожалению, сегодня появляются безграмотные и, я бы сказал, параноидальные псевдобогословские брошюрки, в которых распространяются магические суеверия: дескать, сам по себе какой-то знак, принимаемый человеком, какая-то карточка, бумажка, электронный чип могут отнять богодарованную свободу. Эти представления ничего общего не имеют с церковным учением, и им была дана соответствующая оценка еще в 2001 году на специальном заседании Богословской комиссии нашей Церкви. Если некоторые всероссийски известные духовники в девяностых годах еще сомневались, то после этого заседания в данном вопросе они приняли точку зрения всей церковной полноты. Очевидец рассказывал мне, как почитаемый мордовский старец Иероним (Верендякин) просто и утешительно говаривал: "Бумажка есть бумажка". Я лично могу подтвердить такую же позицию известных афонских старцев.

Прогресс нам остановить не удастся, и каждое новое достижение науки и техники может быть использовано как во благо, так и во зло. Совершенно очевидно, что у грядущих гонителей Церкви в руках будут гораздо более мощные средства, чем у неронов и большевиков. Предотвратить апокалиптические события мы не можем - мы можем только спастись сами и помочь спастись тем, с кем Господь нам дарит возможность общения, избавляя их от страхов, вселяя дух любви, мира, благости. Не бессмысленная борьба с новейшими средствами электронного учета, а живая проповедь евангельской любви и чистоты поможет нам приобщить к церковной жизни новых христиан.

Вспоминается, как у камеры осужденного митрополита Санкт-Петербургского Вениамина каждый день меняли караульных - большевистское начальство опасалось, что, наблюдая в узкий глазок камеры за святым старцем, пораженные одним его обликом и молитвенным настроем, охранники вспомнят про Бога. А мы - чего мы сегодня боимся? Пристального взгляда налоговых органов?

Думаю, что сегодня каждому следует внимательно присмотреться к тому, что творится в его душе. Какие чувства поселились в ней? Если присутствуют панический страх, уныние, отчаяние, если нами владеют помыслы недоверия к священноначалию, раскольнические устремления, то необходимо просто успокоиться. Поисповедуйтесь в этих страхах, причаститесь святых Христовых таин, вспомните, что Бог неизмеримо сильнее всех козней диавольских. Вспомните, как переживающий самые тяжкие лишения, ежедневно умирающий, святой апостол Павел восклицал: "Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8,38,39).


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version