Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

05.03.2021 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю о Страшном суде (третья подготовительная седмица к Великому посту) 7 марта 2021 года

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю о Страшном суде, которая состоится 7 марта 2021 года

источник: богословские курсы Свято-Екатерининского кафедрального собора


Неделя о Страшном Суде или Неделя мясопустная (греч. Κυριακὴ τῆς Ἀπόκρεω), Мясопуст - третий из четырёх подготовительных воскресных дней к Великому посту в Православных церквях, которое следует после Недели о блудном сыне и пред Неделей сыропустной. Греческое название «ἀπό-κρεω», образовано из двух частей: приставки «ἀπό», означающей удаления, отделения, завершения, прекращения и слова «κρέας» — мясо, то есть «отделяю мясо», «мясо прекращаю»; славянское слово является переводом по смыслу с греческого и обозначает «мясо опускаю», то есть «мясо оставляю». Это последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо.

У Церкви нет никаких иных способов воздействовать на сознание людей, как только словом, исполненным любви и правды. Но как важна эта миссия Церкви для всего рода человеческого, даже если слово это произносится наперекор общему мнению мира с его ложными и опасными ценностями! Как важно, чтобы это слово звучало, потому что, пока оно звучит, люди способны его слышать и вставать в ряды тех, кто идет против общего потока жизни. И чем больше таких людей, тем сильнее поток идущих к Царствию Божию. Церкви не дана окончательная победа в этом столкновении с миром, который ее не принимает. Из слова Божия мы знаем, что такая победа связана не с историческим служением Церкви, а с таинственным явлением Господа и Спасителя в день Его Страшного суда.


     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - особенности богослужения недели;
     - кондак Недели о Страшном Суде;
     - главы из книги протоиерея Иоанна Толмачева (†1897) Практическая Гомилетика. Том 1. НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ;
     - святитель Николай Сербский (Велимирович). Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Евангелие о Страшном Суде;
     - святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в Неделю мясопустную. О Страшном Суде. 4 марта 1951 г.;
     - святитель Феофан Затворник. Слово в Неделю мясопустную. О Страшном Суде. 26 февраля 1861 года;
     - митрополит Антоний Сурожский. Слово в Неделю мясопустную. О Страшном Суде. 10 февраля 1991 года;
     - проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю о Страшном суде (2013 г.);
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Григорий Двоеслов, Марк Эфесский, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский, преподобные Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископы Никифор (Феотокис), Аверкий (Таушев), монах Евфимий Загабен, игумен Пантелеимон, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 106 из Евангелия от Матфея (25:31-46) - о Страшном суде.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - в первом пришествии Господа слава Его Божества была скрыта под плотью, которую от нас ради нас Он воспринял; ныне она скрывается в недрах Отца на небе вместе с обожествленной плотью; на Страшном Суде же откроется вся Его слава: ибо от востока до запада она явится сияющей и озаряющей концы вселенной лучами Божества;

     - «Овцами» – Он называет праведных, как кротких и добрых и ходивших гладким и Им проложенным путем добродетелей; «Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха;

     - первоначально жених, приходящий внезапно и уводящий с собою готовых на брачный пир. Потом хозяин, награждающий, за хорошее исполнение дела, своих рабов и сурово карающий их за недеятельность. Наконец, царь (Мф. 25:34), приходящий в мир для суда. Во всех этих случаях, очевидно, представляется одна и та же Личность Самого Сына Человеческого, поступающего различно при различных обстоятельствах. В этом заключается глубокая внутренняя связь всех трех притчей, которые имеют близкое отношение и ко всей эсхатологической речи, изложенной в XXIV главе. Связь эту можно выразить в нескольких словах: один и тот же Господь;

     - речь, начиная с 31 стиха до конца главы, многие не считают притчей, а пророчеством, в которое только введен обильный приточный и символический элемент. Образы, взятые для пророчества, отличаются чрезвычайной простотой. Речь не усложняется все новыми и новыми рассуждениями, но почти вся состоит из повторения одного и того же, сделанного с необычайным искусством, - и это делает ее легко доступною и легко усвояемою даже маленькими детьми. Находились экзегеты, которые не осмеливались этой речи Спасителя толковать;

     - нигде более не упоминается ни об одном событии, в котором участвовали бы все ангелы Божии. Всегда они являлись в меньшем или большем количестве, но на Страшном Суде все они соберутся вокруг Царя славы. Слово Господа становится страшным, ибо самые небеса представляются опустевшими;

     - Престол славы и ранее, и после зрели многие тайновидцы (Ис. 6:1); (Дан. 7:9); (Откр. 4:2; 20:4). Под этим престолом подразумеваются силы небесные, на коих восседает Господь. Сие есть престол славы и победы, на котором восседает Отец Небесный и на котором сел и Господь наш Иисус Христос после победы Своей (Откр. 3:21). О, сколь величественным будет это пришествие Господне, какими дивными и страшными явлениями будет оно сопровождаться!

     - Господь называет одних козлищами, а других овцами, показывая, что первые не приносят никакого плода, - так как от козлов не может быть ни малого плода, - а последние - обильный плод, - так как овцы приносят большую пользу тем, что дают волну, молоко, ягнят, чего вовсе не доставляет козел. Впрочем, бессловесные животные не приносят плода, или приносят его, по своей природе, а люди - по произволу. Потому те из них, которые не приносят плодов, подвергаются мукам, а приносящие плод получают венцы;

     - все народы, явившиеся на суд, представляют из себя стадо - не однородное, а состоящее из разных элементов. Если бы Христос сказал, что пастух отделит волков от овец, то такая речь была бы, само собою понятно, неестественна. Но козлы и овцы постоянно пасутся вместе в восточных стадах и отделение овец от коз - обычное дело во всех странах, где пасутся во множестве эти животные;

     - в начале (ст. 32) нельзя было сказать, что пастух отделяет «козлиное стадо» от «овечьего стада», потому, что это было бы неточно и не вполне соответствовало тому, что бывает в действительности (стадо было одно). Но затем, когда козлы и овцы были отделены (ст.33), вся совокупность их уже является стадом;

     - люди на Страшном суде будут во плоти (потому что и мертвые восстанут во плоти);

     - во мгновение ока все собравшиеся люди отделятся друг от друга на две стороны, налево и направо, словно неодолимой силою магнита. Так, что никто из стоящих на левой стороне не сможет двинуться вправо и никто из стоящих на правой стороне не сможет двинуться влево. Подобно тому как, услышав голос пастыря, овцы идут на одну сторону, а козлы – на другую;

     - праведный Судия не будет различать богатого от бедного, благородного от худородного, не будет смотреть на дружбу и родство, на ходатайства и мольбы. Он разлучит праведных от грешных, как отделяют пшеницу от плевел. И радостнее всего для праведных и ужаснее всего для грешников будет последний приговор, который изречет Судия мира, - который и теперь нельзя читать или слышать без трепета и умиления;

     - тем, которые по правую сторону Его, Царь не сказал: «приимите», но – «наследуйте», как свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее;

     - Господь, будучи снисходителен, требует от нас того, что нам по силам, и даже гораздо менее этого, предоставляя самим нам ревновать о большем;

     - в Новом Завете проводится различие между временем: прежде создания мира и от создания мира. Когда доброе и злое сравниваются между собою, то доброму всегда приписывается вечное существование, так сказать, антецедентное; но о зле говорится, что оно от начала;

     - Господь призывает праведников наследовать Царство, уготованное им от создания мира. Это значит, что Бог еще до сотворения человека уготовал человеку Царство. Прежде нежели Он создал Адама, все уже было готово для его райской жизни;

     - «Тогда речет Царь», говорит Господь, и не прибавил какой Царь или над чем Царь, ибо нет иного Царя, кроме Него: ибо если здесь и есть много царей и владык, но только один есть истинно Господь, один – Царь, Владыка над всей природой;

     - по намерению Отца, согласно которому, «Великаго совета Отца Ангел» сотворил живого человека не только по образу, но и по подобию Своему, дабы некогда он возмог вместить в себе величие Божественного Царства, блаженство Божественного Наследия, совершеннейшее Благословение Небесного Отца, чрез которое все видимое и невидимое пришло в бытие;

     - самая справедливая награда для немилосердныхнемилосердие, а для милосердыхмилосердие;

     - будучи Сам милосердным, Господь воздает великие награды за малые подвиги. Очевидно, что требует человеколюбия только от тех, кто может его оказать, а для тех, кто не может, достаточно одного желания оказать. Перечисляет Он различные виды человеколюбия, чтобы, если возможно, мы исполнили все, а если нет, то по крайней мере те, какие можем;

     - приведет милость пред Христа и тех, которые возмогли оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и освободив себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием. Человек, который сотворит эту милость, напитав Словом Божиим гладную душу свою, напоив ее ощущениями, исходящими из Святого Духа, отвлекши от гибельного странствования по различным видам греха, введши в дом благочестия и добродетели, одеяв ее добрыми делами, исцелив прежние согрешения исповеданием их и противоположною им деятельностию, изведши себя из темницы плотского мудрования и состояния в разум и состояние духовные – признан будет соделавшим все это Самому Господу Иисусу Христу;

     - ответ праведников Господу ("когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?") свидетельствует об их смирении и сознании своего недостоинства. Таков закон нравственного самосовершенствования: чем более человек нравственно совершенствуется, тем более сознает он ничтожность своих совершенств;

     - когда ты идешь встречать странника, навестить больного или узника, то теми же самыми шагами идешь на правую сторону грядущего во славе Христа Судии;

     - если с любовью утешаешь нищего и благотворишь ему, то хотя мало, хотя ничтожно, однако же споспешествуешь Господу хранить и спасать нищего;

     - твое благотворение нищему переходит ко Господу. Спасенный великим Спасителем ты сам становишься орудием спасения и, так сказать, - малым спасителем для малых сих, и, если не дерзновенно сказать, некоторым образом благодетелем своего Спасителя, ибо Он сказал: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне;

     - дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души;

     - чтобы ваше благотворительное дело было духовно доброе, достойное Христа, вы должны видеть в бедствующем меньшего брата Его. При таком воззрении сердце христианина конечно скажет ему: какое для тебя счастье, что твою благодарность и любовь ко Христу можешь проявить на том, которого Он называет Своим меньшим братом!

     - ближний есть образ Божий, что поступки наши относительно ближнего Христос принимает так, как бы они совершены были относительно Его. Ненавидит такое понятие гордый падший ангел и употребляет все меры, чтоб незаметным образом похитить его у христианина. Несродно это понятие плотскому и душевному мудрованию падшего человеческого естества, и нужно особенное внимание, чтоб удержать его в памяти. Нужен значительный душевный подвиг, нужно содействие Божественной благодати, чтоб усвоить это понятие сердцу, поврежденному грехом, чтоб иметь его непрестанно в памяти при сношениях с братиею;

     - чрез просящих нас о помощи Господь испытывает сердца наши. Богу ничего от нас для Себя не надо - Он ни в чем не нуждается;

     - Господь попускает людям и голод, и жажду, и болезни, и страдания, и нищету по двум причинам. Во-первых, чтобы терпящие все сие терпением умягчали и облагораживали сердца свои, и помнили о Боге, и с верою молитвенно припадали к Нему. А во-вторых, чтобы те, кто сего не испытывает: богатые и сытые, одетые и здоровые, сильные и свободные – видели скорби человеческие и милостынею умягчали и облагораживали сердца свои; и чтобы в чужом страдании они чувствовали свое страдание, в чужом унижении – свое унижение, таким образом осознавая братство и единство всех людей на земле чрез живаго Бога, Творца и Промыслителя всех и всего на земле;

     - все наши светлые мысли, хорошие чувства и благородные устремления Господь называет малыми, или меньшими братьями Своими. Он так их называет потому, что они представляют в нас незначительное меньшинство по сравнению с обретающейся в нас великой областью мирского осадка и зла.Если ум наш алчет Бога и мы дадим ему есть, то мы дали есть Христу в себе. Если сердце наше наго от всякой добродетели и всякой благости Божией и мы оденем его, то мы одели Христа в себе. Если душа наша больна и в темнице нашего злого существа, наших злых дел и мы вспомним о ней и посетим ее, то мы посетили Христа в себе;

     - если Бог обнищал, снисшедши ради нас, и сострадательно воспринял в Себя скорби каждого, и до скончания века сего по Благости Своей всегда таинственным образом состраждет, соразмерно скорбям каждого, то ясно, что тем более будет богом тот, кто, подражая Богу, своим человеколюбием боголепно врачует скорби скорбящих и, согласно спасительному Промыслу, являет в своей любви к ближнему такую же силу, какая свойственна Богу;

     - как же теперь могут быть сочтены милостивыми, питателями Христа, делающими дело, достойное награды те, которые малость некую иждивают из так зле собранных денег и вещей, или хоть и все раздадут бедным, по страху мук или в надежде получить в тысячу раз больше розданного, или от стыда пред самыми теми бедными людьми, которых так много всегда презирали и обижали?

     - слуги и угодники этой тиранки, то есть любоимания, бывают обыкновенно не господами и владыками тех вещей и денег, а их рабами и стражами. Им надобно до конца жизни своей каяться, плакать и стенать и прочие совершать дела покаяния, за все вещи, которые они удерживали столько времени в своей власти, не давая ими пользоваться братиям своим в нуждах их;

     - заблуждаются говорящие о грешнике: «Ему суждено быть грешником!» Ибо если суждено ему быть грешником, то, воистину, суждено не Богом, а им самим; видно же сие из того, что Бог заранее не уготовал никакого места мучений людям – лишь диаволу. Поэтому на Страшном Суде праведный Судия не сможет послать грешников ни в какое иное место, как только в мрачное обиталище диавола. А что Судия посылает их туда справедливо, понятно из того, что они во время своей земной жизни совершенно отпали от Бога и пошли в услужение к диаволу;

     - огонь геены подобен реке, все далее и далее уносящей от Бога; посему Христос не сказал: «уйдите», но «идите» (т.е. непрестанно удаляйтесь) от Мене;

     - какой же должен быть ужасный оный огонь, который и души, находящихся в телах тех и бестелесных духов, мучит и в то же время сохраняет бессмертными, и от которого наш земной огонь растает, согласно написанному: «Разгоревшияся стихии растают» (2Пет. 3:12)?!

     - преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни при сохранении жизни. Там полное прекращение всякой деятельности, там - одно страдание, там господствует лютейший из сердечных недугов - отчаяние, там плачи и стоны, не привлекающие никакого утешения душе, раздираемой ими. Там узы и оковы неразрешимые, там тьма непроницаемая, несмотря на обилие пламени, там царство вечной смерти. Так ужасны адские муки, что ничтожна перед ними лютейшая из земных мук - насильственная смерть;

     - на муки ада взирали непрестанной памятью о них святые иноки — таинственные мученики — и этим воспоминанием низлагали помыслы и мечтания искусителя, живописно и увлекательно рисовавшего перед их воображением, изощренным пустыней, гибельное сладострастие;

     - когда же милость бывает великою? Когда мы даем не от избытка, но от скудости. А если мы не даем и от избытка, то какая останется нам надежда? Что избавит нас от тех зол? Куда прибегнем и где найдем спасение?

     - посылаются люди в муку даже не за то, что они блудники или убийцы, или хищники, не за то, что совершили другое какое-либо злодеяние, - а за то, что не сделали никакого добра. Ибо если внимательно рассмотреть, то хищником окажется и тот, кто имеет много и, однако, не оказывает милости, хотя бы явно и не делал никакой обиды ближнему;

     - немилостивый есть похититель, ибо столь же многих обижает, сколь многим может благотворить и не благотворит;

     - трудного ли чего и обременительного Господь требует от нас? Не того ли, напротив, что весьма легко и удобоисполнимо? Ведь не сказал Он: "Я был болен, и вы не исцелили Меня", но: «не посетили Меня». Не сказал: "Я был в темнице, и вы не освободили Меня", но: "не пришли ко Мне". А чем легче заповеди, тем большее наказание тем, которые не исполняют их;

     - три казни обнаруживает ответ Божий к грешникам: отлучение от Бога: "отъидите от Мене проклятии"; вечный огнь: "во огнь вечный"; пребывание с злыми диаволами: "уготованный диаволу и аггелом его";

     - человеколюбивейший Бог Царствие токмо уготовал людям от сложения мира, а не казнь и муку. Казнь же изготовил токмо для диаволов: отъидите сказал, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Но люди тогда токмо осуждаются с немилостивыми бесами в вечный огнь, когда бывает жестокосердыми, так как и бесы;

     - не будем же строгими исследователями чужих дел, но станем помышлять о своих собственных, и тогда мы не будем так бесчеловечны и жестоки;

     - не говори мне, что ты отнял не дом, не рабов. Несправедливость определяется не ценностью того, что похищается, но намерением похитителей. Несправедливость и справедливость имеют одинаковую силу как в большом, так и в малом;

     - может ли Господь призвать к Себе тех, кто искоренил в себе всякое богоподобие, тех, кто и явно, пред людьми, и тайно, в сердце своем показал себя врагом Христовым и слугою диавола? Нет; они стали слугами диавола по своему свободному выбору, и Судия на Страшном Суде направит их в то общество, в которое они еще при жизни открыто записались – в огонь вечный, уготованный диаволу и слугам его;

     - не говори мне: где же справедливость, если мучение не будет иметь конца? Когда Бог делает что-либо, повинуйся Его определениям и не подчиняй их умствованиям человеческим. Притом разве это несправедливо, если человек, получивший сначала тысячи благ, а потом совершивший достойное наказания и не сделавшийся лучше ни от угроз, ни от благодеяний, подвергается наказанию?

     - весь смысл жизни в том, чтобы любить живо, активно - не сентиментально, не чувствами, но делом: любить, как Христос сказал: тот, кто любит, должен свою жизнь положить за тех, кто нуждается в любви; не за тех, кто мне дорог, а за того ближнего, кому я нужен.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - много велось рассуждений по поводу выражения «соберутся перед Ним все народы». Какие народы? Христианские ли только, или и язычники, равно как и иудеи?
     - почему для обозначения стоящих по левую сторону выбраны даже не козы, а именно козлы?
     - многих святых отцов занимал вопрос, на каком месте Христос будет судить народы?
     - почему Господь говорит не «благословенные Мои», а "благословенные Отца Моего"?
     - некоторые говорят, что геенны не будет, потому что Бог человеколюбив. Так ли это?
     - Содом и Гоморра: у них было одно преступление, тяжелое и заслуживающее проклятия, но только одно: они предавались неистовой страсти и за это сожжены огненным дождем. А теперь совершаются безчисленные подобные и тягчайшие преступления, но такого сожжения не бывает. Почему?
     - Господь не говорит, будто огонь вечный уготован грешникам от создания мира, как Он сказал праведникам о Царстве: "уготованное вам от создания мира". Что это значит?
     - что можно ответить тем, которые говорят: «Бог только для того угрожает грешникам вечным мучением, чтоб удержать их от совершения грехов»?
     - если же нечестивые, преданные геенскому огню, не достигнут исправления, то с какой целью будут вечно гореть?
     - как же мы будем считать святыми людей, которые не будут молиться за врагов своих, видя их в огне, когда сказано: «молитесь за обижающих вас» (Мф. 5:44)?


     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачала Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Как страшно будет второе пришествие Господа для грешников и как утешительно для праведников!
     - Как важно и спасительно для нас постоянное памятование о страшном суде;
     - Страшный суд будет поистине страшен;
     - Страшный суд;
     - Различие между раем и адом;
     - Несомненное воздаяние на небе, хотя бы на земле многое осталось без возмездия;
     - Ужасное и вместе с тем отрадное учение евангелия о страшном суде;
     - Нынешнее евангелие открывает нам зрелище вечности;
     - Об огне геенском;
     - Разлучение с жизнью ужасно для нераскаянных грешников, но разлучение в последний день будет еще ужаснее.


Выдержки из проповеди патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю о Страшном Суде (2013 г.), в которых Его Святейшество обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     Страшный Суд нередко удерживает людей от ошибок, от греха. Памятование о суде помогает человеку со вниманием относиться ко всему, что он говорит, что он делает и даже к тому, о чем он мыслит. Но очень многие люди, даже будучи православными верующими, говорят, думая о вечности, примерно так: «Кто же знает, что там будет? Ну, откуда это известно?» О загробной жизни в слове Божием сказано достаточно много. И сегодняшнее Евангелие как раз и открывает нам тайну того, что ждет человека, - каждый будет судим Богом.
     Есть и другие рассуждения, которые часто присутствуют, также в среде православных людей: «Ну что поделать, никто не без греха, все мы грешим. Если каждого грешника наказывать, что же получится? Да ведь Господь милостив! Надеемся на Его милость — вот и грешим». Для того чтобы понять, что такая логика ошибочна, опасна, губительна, нужно вот о чем подумать. Господь Бог не пожалел Сына Своего Единородного, чтобы наказание за грех человеческого рода принял Он. Значит, тема наказания, связанная с темой справедливости, — это не шутка. Это то, что заложено в Божий замысел о мире, о человеке, о вечности. Если Сын Божий взошел на Голгофу для того, чтобы понести наказание, почему мы так легкомысленно считаем, что нас наказание там, за гробом, минует? Бог не пожалел самого близкого к Нему ангела — Денницу, наказав его за грех богоотступничества. Почему же Господь не будет наказывать нас за наши грехи?
     Суд Божий проистекает из самого Божиего замысла о человеке. Господь вложил в нравственную природу людей понятие о справедливости, и суд в вечности призван в абсолютной мере проявить Божественную справедливость. а как же человек может оправдаться? Ведь все мы совершаем греховные поступки — в мыслях, в делах. Сегодняшнее Евангелие помогает нам понять, что может нас спасти, что может покрыть наши недостатки, чем мы можем искупить нашу вину. Накормил ли ты голодного? Напоил ли того, кто жаждал? Принял ли странника? Одел ли нагого? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме? Какой короткий перечень! Казалось бы, Господь, Который принес в мир заповеди, должен был бы эти заповеди и вложить в уста Божественного Судии: «Исполнил такую-то заповедь, или другую заповедь, или третью?» Господь не говорит больше о заповедях — Он говорит о конкретных делах. И понятно, что этот список можно продолжить, ведь речь идет не только о больных, нагих, голодных, жаждущих, заключенных — речь идет о помощи другому человеку. А почему эта помощь другому человеку искупляет наши грехи? Да потому что в этой помощи, в этой способности творить добрые дела обнаруживается величайшая заповедь и величайшая ценность. Человек без любви в сердце не может этого делать.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 7 марта 2021 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: неделя о Страшном Суде


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: неделя о Страшном Суде


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

7 марта 2021 года. Неделя о Страшном Суде
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я
скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
скачать, формат html
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается;
- файл в формате *html открывается в браузере. Удобен для чтения с мобильных устройств, т.к. не имеет разбивки на страницы и имеет возможность форматировать размер текста внутри экрана мобильного устройства.

 

 

 


2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version