Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

21.02.2021 В неделю о мытаре и фарисее митрополит Павел (Пономарёв) совершил Божественную литургию в Свято-Екатерининском кафедральном соборе

В воскресенье, 21 февраля 2021 года, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Павел совершил Божественную литургию в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики Екатерининского собора.

Во время Божественной литургии митрополит Павел вознёс молитвы о мире в Украине и об избавлении от вредоносного поветрия.

Проповедь на запричастном стихе произнес протоиерей Николай Анисимов.

Песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора (регент — Анна Монтикова).

В завершение Божественной литургии было совершено славление праздника Сретения Господня.

По окончании Божественной литургии митрополит Павел обратился к верующим со словом назидания, поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение.

фотографии: пресс-служба собора


Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные седмицы и четыре Недели (воскресенья), Неделя о мытаре и фарисее – первое из них. Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно отличается от обычного.

Начиная с Недели о мытаре и фарисее, во все подготовительные Недели (воскресенья) Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.

Трио́дь(греч. трипесенный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. Название происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов. По содержанию различаются Триодь Постная и Триодь Цветная.

Триодь постная содержит службы Великого поста и трех предшествующих недель.

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в подготовительные седмицы поёт на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В следующие три воскресных Утрени в состав богослужения войдёт 136-й псалом: «На реках Вавилонских».

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.

Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до 5-го Воскресенья Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная неделя. Эта притча задает тон на весь Пост.

Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп. 2:7).

Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение посту, а не его плодам, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце.
Так постепенно усиливается воздержание:
- на 2-й приуготовительной седмице восстанавливаются посты среды и пятницы;
- на последней следует высшая степень приготовления – невкушение мясной пищи.

Таким образом, богослужение в Неделю о мытаре и фарисее имеет следующие особенности:
1) Пение на утрени после полиелея и Евангелия особых покаянных песнопений;
2) Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди;
3) Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее;
4) От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий по существующей практике к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям полагается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и только в Недели Православия и Крестопоклонную – припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Типиконе и Триоди на этот счет нет.
5) От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечериях, на полунощнице и на литургии после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство, попразднство или память великого или храмового святого, за исключением 4-й, 5-й и 6-й Недель, когда поются специальные кондаки. Например: в Недели 4-ю и 5-ю Святой Четыредесятницы вместо кондака Триоди берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику, преп. Марии Египетской); на литургии этот кондак следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого).


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version