Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

13.02.2021 Материалы для подготовки к празднику Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 15 февраля 2021 года

Материалы для подготовки к празднику Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

источник: богословские курсы Свято-Екатерининского кафедрального собора


Сретение Господне - последний праздник перед Великим Постом.
Рождество - Крещение - Сретение. Три раза зимними вечерами Церковь напоминает о том, как Бог приходил к людям. Весенними же днями Великого Поста, начнется уже путь наших порывов к Богу, когда шаг за шагом, неделю за неделей, мы будем пытаться вытягивать себя из распутицы наших грехов.

 

     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
     - история праздника;
     - особенности богослужения праздника;
     - богословское значение праздника;
     - богословское описание иконы "Сретение Господне";
     - детальное иконографическое описание иконы "Сретение Господне";
     - видео: "Учимся петь: тропарь и кондак Сретения" (видеоурок священника Александра Лаврухина, директора Свято-Дмитриевской школы);
     - 52 толкования 11-ти Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Григорий Палама, Филарет Московский, Николай Сербский, преподобные Максим Исповедник, Ефрем Сирин, блаженный Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, библеист профессор А.П.Лопухин) на 19 стихов Евангелия от Луки (2:22-40) - о Сретении Господнем.

 

     Святые Отцы во всей глубине раскрывают нам смысл Писания (краткий обзор):

     - по закону не требовалось для совершения выкупа приносить младенца во храм, равно как и мать могла не присутствовать лично в храме, когда приносилась за нее жертва очищения. Но женщины благочестивые обыкновенно сами приходили в храм - полезный урок нам как нужно не просто соблюдать формальности закона, а личным деятельным участием исполнять волю Божию;

     - не просто вообще естество, но именно личность каждого верующего принимает крещение и проводит жизнь по божественным заповедям, и бывает участником Боготворческого Хлеба и Чаши;

     - как чрез Адама, бывшего из земли, мы все, от него приявшие бытие, возвратились в землю, и посланы, увы, в ад; так чрез Адама, Сущего с Небес, по слову Апостола, все мы вновь позваны на небо и удостоены тамошней славы и благодати;

     - ничто не угодно так Богу, как незлобие и целомудрие: целомудрие очищает от плотских удовольствий и похотей, а незлобие и кротость удерживает от раздражительности и гнева;

     - если по телу воздерживаюсь от плотских удовольствий, а по душе вожделеваю их; то я не целомудрен, но прелюбодей;

     - кто по наружности кажется кротким, но в душе раздражителен; тот не незлобив, но лицемерен и гневлив; видимое и мнимое незлобие служат у него покрывалом тайной злобы;

     - в благоразумии и целомудрии должны мы быть совершенны, но злобою младенчествовать;

     - Иисус допустил узнать Себя только Симеону и Анне по причине святых расположений души, которые обрёл в них. Из этого множества верных, посещающих наши церкви, сколь не многие ощущают там присутствие Иисуса Христа и покланяются Ему как должно!

     - слова: «отпускаешь раба Твоего в мире», – сказаны, конечно, о Симеоне, но обозначают и закон. Симеон и Моисей отпустили его, и именно в мире, ибо не по вражде произошло отпущение закона, но в любви и мире соделали его отменение;

     - Симеон прежде веровал мыслью и знал помышлением, теперь же увидели и глаза его и то, чего он ожидал сердцем, увидели его глаза уже совершившимся;

     - Мессия, с точки зрения тогдашнего иудейства, не был искупителем от грехов, а именно только Царем, Который прямо призовет в Свое Царство всю лучшую часть избранного народа, т.е. спасение для Израиля не есть спасение от грехов, а только от того ненормального положения, в каком народ Израильский находился около времени пришествия Христова;

     - греческий текст фразы из пророчества Симеона «Пройдет меч» ясно говорит: «да откроются помышления многих сердец». Именно: помышления тех, которые сомневались. Ибо, говорят, Мария дивилась и о рождестве, и о зачатии Его, и другим рассказывала, как зачала и почему родила, и некоторые, удивляясь слову Ее, укреплялись; но были и такие, которые сомневались в том;

     - пророчицу Анну, которая возблагодарила Бога и возвестила, что наступило искупление для ожидающих, Дух Святый предпослал для Сретения восходящему в храм Христу, и показал нам какими должны быть и женщины, лишающиеся средств к жизни с потерей мужей, и мужчины, потерявшие своих супруг.

 

     Толкования Святых Отцов помогают нам четко осознать заповеди христианства и дают ответы на самые важные вопросы для любого христианина:

     - когда совершилось принесение Господа во храм - до или после поклонения волхвов?
     - что символизируют горлицы и птенцы голубинные, которых необходимо было принести в жертву по Закону Господнему?
     - почему же означенных животных повелел приносить не в числе двух и двух, и двух совершенных, а двух птенцов?
     - что такое "жертва бедных" по закону Моисея?
     - почему старец Симеон столь желал быть "отпущенным"?
     - о чем предрекал Симеон, говоря: «се, стоит сей на падение и на восстание»?
     - было множество толкований о вочеловечении Господнем: Господь принял на Себя тело или пришествие Его было бестелесно; имел Он тело страдательное или некоторым призраком совершил домостроительство в теле; одни признают тело перстное, а другие - небесное; одни учат, что имел предвечное бытие, а другие, — что получил начало от Марии: Святые Отцы помагают нам разобраться в этих принципиальных вопросах;
     - отчего же происходит совершенное молчание о первых летах Того, Кто долженствовал устроить счастие всей вселенной?

 

К празднику Сретения Господня мы подготовили для вас листовку: ее можно распечатать на стандартном листе формата А4 и сложить пополам: получится удобная 4-х страничная брошюра с одним сгибом. Советуем предварительно ознакомиться с ее содержанием и взять с собой на праздничную службу: знание текстов апостольского и евангельского чтения помощет вам стать соучастником общественного богослужения.

Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений, поэтому в листовке мы приводим тексты Тропаря, Кондака и Величания праздника. Вспомним слова из "Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу", который мы читаем, приготовляясь к Святому Причастию:

Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Тропа́рь (от греч. τροπάριον – тон, лад, мелодия) – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые). Тропарь – одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие. Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость.

Конда́к (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента) – небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника. Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.

Велича́ние – краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или какого либо святого. Начинается со слова «Величаем» (или «Ублажаем»). Поётся в праздничные дни на утрене после полиелея и на литургии после отпуста.

✔ссылки для скачивания файлов листовки для печати с высоким разрешением:
лицевая сторона
внутренняя сторона


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version