21.01.2021 В праздник Богоявления митрополит Екатеринодарский и Кубанский Павел совершил Божественную литургию
Во вторник, 19 января 2021 года, в праздник Крещения Господня, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Павел (Пономарев) совершил Божественную литургию и Великое освящение воды в Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики Екатерининского кафедрального собора.
Песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора (регент – Анна Монтикова).
Во время Божественной литургии митрополит Павел (Пономарев) вознёс молитвы о мире в Украине и об избавлении от вредоносного поветрия.
Проповедь на запричастном стихе произнес иерей Антоний Мосейко.
В завершение Божественной литургии Владыка совершил Великое освящение воды и славление праздника Крещения Господня, поздравил духовенство и верующих с Богоявлением, а затем обратился со словом назидания.
Митрополит Павел (Пономарев) поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение.
фотографии: пресс-служба собора
Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Крещения Господня Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:
«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»
«О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…».
В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся»; этой Святыни.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37‑й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст:
«Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.
В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение:
те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (См.: Типикон, 6 января, 1‑е “зри”).