Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

05.01.2021 Материалы для подготовки к празднику Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к празднику Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который Церковь празднует 7 января 2021 года.

источник: богословские курсы Свято-Екатерининского кафедрального собора


РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

История Праздника;

Советы священников: встречаем Рождество правильно (названия статей):
- по возможности посетите все уставные праздничные богослужения;
- готовясь пойти на ночную службу, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать;
- поститесь правильно: «до первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении;
- о дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее, чтобы не провести в очереди всю праздничную службу;
- не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд: это традиция не евангельская и не литургическая;
- не превращайте Рождество в кулинарный праздник: этот день - прежде всего, духовная радость, и для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем;
- пойте Богу разумно, подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов;
- в праздники храмы переполнены, пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз;
- приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме;
- причаститесь обязательно!

Описание Рождественского цикла:
- Рождественский пост;
- предпразднство Рождества Христова;
- Навечерие (сочельник);
- всенощное бдение и литургия;
- попразднство.

Описания и последования богослужений:
- краткое описание Рождественской службы: текст и файлы для печати на одном листе формата А4;
- полное последование Рождественской службы: текст и файлы для чтения и печати;
- полное последование Рождественской службы с комментариями (с элементами церковного шрифта): текст и файлы для чтения и печати;
- полное последование Рождественской службы с комментариями (только гражданский шрифт): текст и файлы для чтения и печати.

 

На нашем сайте приведено подробное описание Рождественских богослужений и комментарии к ним.

Советуем Вам распечатать, предварительно внимательно прочитать и взять с собой хотя бы листок с кратким чинопоследованием Рождественской службы – это поможет ориентироваться по ходу довольно длительного праздничного богослужения. Во время службы не всегда отчетливо могут быть слышны слова священников, диаконов, чтецов, хора. Если Вы загрузите полное последование на свой смартфон или планшет, то не пропустите ни одного слова, что поможет Вам более осознанно воспринимать происходящее и полновесно соучаствовать в службе. И не стесняйтесь подглядывать в текст – ведь задача не «отстоять» службу пассивным зрителем, а принять молитвенное участие в праздновании Церковью Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.


СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Рождество Христово – праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 декабря ст. ст. (7 января нов. ст.). В этот день вспоминается Рождество Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася» (Символ веры). Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества – Рождественский сочельник (установлен строгий пост). О рождестве Иисуса Христа см. (Мф. 1:18; 2:1); (Лк. 2:120).

Предпразднство – дни перед праздником, в которые на богослужении начинают употребляться молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Предпразднство имеют двунадесятые (кроме праздников Вознесения, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Предпразднство разных праздников длится от одного до пяти дней.

Навече́рие – канун (предшествующий день) праздников Рождества Христова и Богоявления. Эти дни называются также сочельниками.
Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.
Значению дня, как наивысшей ступени в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста, предусматриваемая монастырским Уставом для рождественского сочельника. Вкушение пищи разрешается один раз в день, после вечерни, то есть после того, как в храме будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и самое название дня – «сочевник», или в просторечии «сочельник».

Часы – общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки: первый час – вечером, третий и шестой часы – утром, девятый час днем. Первый и третий часы посвящены воспоминанию суда над Иисусом Христом у Каиафы и Пилата, шестой час – воспоминанию крестного пути и распятия Иисуса Христа, девятый час – воспоминанию Крестного страдания и смерти Иисуса Христа. Часы бывают вседневные, великопостные, царские и пасхальные. Чин вседневных часов: благословение, начало обычное, три псалма (1-й час – псалмы 5, 89, 100; 3-й час – псалмы 16, 24, 50; 6-й час – псалмы 53, 54. 90; 9-й час – псалмы 83, 84, 85).
Великие (Царские) Часы. Трижды в год установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. Они составлены Кириллом Александрийским (IV в., Египет) и состоят из иных псалмов, нежели обычные часы. Царские часы совершаются в сочельники (т.е. накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу (подвижная дата Страстной седмицы) – ради Страстей Господних. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. На каждом Часе читаются псалмы (по три на каждом): 1-й час: Пс.5, 2, 21; 3-й час: Пс.34, 108, 50; 6-й час: Пс.53, 139, 90; 9-й час: Пс.68, 69, 85. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный.

Всенощное бдение – общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью – на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие.

Вечерня – общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня – под праздники и воскресения. В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на «Господи воззвах», догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» – гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам...» (в праздники совершается лития), пелие стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона «Ныне отпущаеши» (Лк. 2; 29–30); трисвятое: молитва Св. Троице; «Отче наш»; «Богородице Дево, радуйся»; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма. Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.

Утреня – общественное богослужение, совершаемой утром или вечером. Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной. Чин вседневной включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, пс. 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву «Отче наш», тропарь, отпуст. Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше». Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом составляет Всенощное бдение.
В современной практике утреня может служиться как ночью – сразу после богослужения, именуемого полунощницей, вечером, после вечерни, и утром.

Литургия (греч. общее дело) – главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого. Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого – 1 января ст. ст. (14 января нов. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу.
Чин литургии состоит из трех частей – проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургии верных (на которой им не разрешается присутствовать).
Литургия оглашенных состоит из: литургийного благословения, великой ектений, пения антифонов, песни догматического содержания «Единородный сыне», блаженны (в воскресные дни), входа с Евангелием, пения тропарей и кондаков, трисвятого, прокимна, чтения Апостола, аллилуария, чтения Евангелия, ектений сугубой и об оглашенных. Литургия верных состоит из: ектений, Великого входа при пении херувимской песни (в дни Великого Четвертка и Великой Субботы вместо херувимской песни поются другие молитвы), просительной ектений, Символа веры, евхаристического канона, просительной ектений, молитвы «Отче наш», причащения священнослужителей в алтаре, пения причастна, причащения мирян, малой ектений, заамвонной молитвы, 33 пс., отпуста.

Попразднство – дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Попразднство имеют Пасха, двунадесятые (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Попразднство Пасхи длится тридцать восемь дней (до Вознесения): попразднство других праздников – от одного до восьми дней. Последний день попразднства назыв. отданием праздника.
Попразднство Рождества Христова длится шесть дней до 31 декабря (13 января), которые завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.

Святки – это двенадцать дней от Рождества Христова 25 декабря ст. ст. (7 января нов. ст.) до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику 4 января ст. ст. (17 января нов. ст.) . В святках нет постных дней и не совершается венчание.

Лития́ (от греч, λιτή, усердное моление) – в православном богослужении в современной практике:
- часть всенощного бдения накануне праздников, следующая за ектенией, начинающейся словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Содержание молитв литии указывает, что она получила свое начало по поводу общественных бедствий, постигавших Византию. И ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом;
- краткий чин панихиды, установленный для моления об умершем при выносе его из дома, а также при церковном поминовении о нем во всякое другое время.

Ектения́ (от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Оканчивается ектения возгласом священника.
Ектения бывает нескольких видов:
великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»;
сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего);
просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи»;
малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).

Канон (греч. – правило): одна из форм православной гимнографии. Имеет девятичастную форму: состоит из девяти песен (нормально – из восьми, ибо вторая песня опускается во всех канонах, кроме великопостных). Песнь членится на ирмос (зачин) и несколько тропарей. Каждая песнь соотнесена с определенным ветхозаветным событием, которое прообразует новозаветное (первая – с переходом евреев через Красное море, вторая – с грозной проповедью Моисея в пустыне, третья – с благодарением Анны, родившей Самуила, четвертая – с пророчеством Аввакума и т. д.). Переход евреев через Красное море «Яко по суху» переживается Церковью как предвестие Непорочного Зачатия и Рождества. По форме исполнения канон представляет собою как бы диалог между чтецом и хором или между двумя хорами о библейском или житийном событии, которое переживается как прошлое и одновременно ныне происходящее. Смысловым ключом выступает ирмос, который поется хором, ему последуют тропари, которые произносит чтец или поет другой хор, в них развивается преобразовательный смысл ветхозаветного события и прославляется соответствующее новозаветное событие или священное лицо. Канон исполняется на утрене, полунощнице, повечерии, молебне.

Ирмос (греч. связь) – первая строфа песни канона. В византийских канонах ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни. Ирмос является также смысловым связующим звеном между библейской песнью и тропарями песни канона.

Тропа́рь (от греч. τροπάριον (тропарион) – тон, лад, мелодия) – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность церковного праздника или прославляется святой (святые).

Конда́к (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента) – небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.

Отпуст – краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Различаются малые и великие отпусты. Великий отпуст дополняется поминовением святых дня и храма, а на литургии – авторов литургии. Отпусты праздников Иисуса Христа, а также дней Великого Четверга, Великой Пятницы, Великой Субботы и пасхальной недели дополняются поминовением события праздника.


краткое описание Рождественской службы

скачать, формат pdf
Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) 6 января 2021 года
(Царские часы, изобразительны, Литургия Василия Великого в соединении с великой вечерней)

скачать, формат pdf
 

Всенощное бдение на праздник Рождества Христова 7 января 2021 года
(Великое повечерие с литией, утреня, 1-й час, Божественная Литургия)

скачать, формат pdf
Великая Рождественская вечерня. Вечер 7 января 2021 года

скачать, формат pdf
 

полное последование Рождественской службы с комментариями (с элементами церковного шрифта)

скачать, формат pdf
полное последование Рождественской службы с комментариями
(только гражданский шрифт)

скачать, формат pdf

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version