Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

23.02.2012 О каноне св. Андрея Критского

Преподобный Андрей Критский. Фреска XVII в. Москва Если мы придем в храм вечером в один из первых четырех дней Великого поста, многих поразит необычная картина: в церкви темно, люди стоят с горящими свечами, звучит строгий и торжественный голос священника... Это читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Пост — время покаяния, и именно к покаянию в это время ведут человека богослужения. На Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой недели Великого поста поется и читается по частям, а на утрене четверга пятой седмицы того же поста звучит в полном составе Великий покаянный, или, как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими так же, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. Слова церковно-библейских чтений, молитв, песнопений то оживляют требования совести человека, то успокаивают боли человеческого сердца. Великий канон состоит из 250 тропарей (в обычных канонах их около 30) и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по высоте мыслей и силе их выражения. 

Начало покаянного пути

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний», — слышим мы первые слова канона. Далее в нем чередуются воззвания к собственной душе, обращения к Богу, главной темой которых остается раскаяние и надежда на прощение.

Нить мыслей святого Андрея о покаянии развивается на основе многочисленных библейских примеров. Персонажи священной истории то представляют нам высокие образцы святой жизни, то побуждают нас к внимательности примерами своего глубокого падения. Весь Ветхий Завет предстает перед нами в каноне как школа покаяния. Но здесь есть не только примеры из Священного Писания, но и увещания, рассуждения, молитвы.

Святой Андрей Критский не только изображает процесс обращения грешника к Триединому Богу, но и возбуждает у слушателей покаянные чувства: «Приближается, душа, конец, приближается. И не радеешь и не готовишься. Время сокращается. Встань! Судия близ дверей». Из канона можно заключить, что к покаянию нас движут тяжесть греха, жажда Богообщения, милосердие Божие, страх вечной гибели и память о смерти, Божием суде и посмертном воздаянии.

Во всех песнях канона, начиная с самой первой, где повествуется о создании человека и его грехопадении, есть тропари, построенные на новозаветных откровениях. Обращений ко Христу и мотивов Нового Завета становится все больше, укрепляется надежда на милость Бога. Кончается Великий канон мирными строками человеческого сердца, принесшего покаяние. Здесь опять исповедание милосердия Божия и духовной нищеты человека, который ее приносит Богу как приятную жертву.

Учитель покаяния

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубоко и искренне. Через весь канон проходит одна мысль: «Согрешил больше всех людей, один согрешил Тебе, Господи, но смилуйся и будь милосерден ко мне». Чем ближе человек к Богу, тем яснее видит свои грехи. С одной стороны, Великий канон святого Андрея Критского является его покаянной автобиографией, с другой стороны, его автор — пастырь и епископ — думал и о душах человеческих, располагая верующих к спасительному покаянию в дни Великой Четыредесятницы.
Святитель Андрей Критский первым стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники. Великопостное богослужение кроме Великого канона украшено и другими творениями этого святого.
В творениях преподобного Андрея отмечают естественный ход мысли, свободу выражения сложных внутренних состояний. В славянском переводе эта своеобразность слова и слога передается и сохраняется особенно полно, и канон понятен даже на слух.

При завершении формирования Постной Триоди Канон был несколько дополнен. Ирмосы в их современном звучании присоединил преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами. Тропари к святой Марии Египетской читаются в среду и четверг, а обращениями к самому преподобному Андрею канон завершается.

фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева
фото Дмитрия Хосроева

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version