Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

26.06.2020 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, которая состоится 28 июня 2020 года

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, которая состоится 28 июня 2020 года

источник: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора


     Евангельское зачало, читаемое в этот день на Литургии, особо важно не только для полноты вероисповедания, но и для нашей ежедневной мирской жизни: как соразмерять телесное и духовное, как снискать хлеб насущный (да и вообще - что под этим понимать?), как заботиться о том, что нам есть, что нам пить, во что одеться? Для полноты осознания Писания сегодня мы приводим 67 толкований 19-ти Святых Отцов и Учителей Церкви на 12 стихов евангельского чтения. Советуем вам прочитать все толкования: каждый экзегет по-своему рассматривает многогранный бриллиант Евангелия.
На одном храме в Сирии, выстроенном императором Юстинианом, и сегодня сохранились слова которые повелел написать сам император:
«Царство Твое, Христе Боже, Царство всех веков» (Пс. 144:13).
Да поможет Господь, чтобы наша жажда Христа запечатлела слова сии в сердцах наших. Все прочее является второстепенным и не важным.


     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 3-я по Троице;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Григорий Палама, Григорий Двоеслов, Филарет Московский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский, преподобные Макарий Великий, Ефрем Сирин, Марк Подвижник, блаженные Иероним Стридонский, Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелеимон, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 18 Евангелия от Матфея (6:22-33).
 

     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - когда материалист входит в природу, чтобы читать ее и истолковывать, пред ним горит только одна свеча: разум; когда иудей входит в природу, чтобы читать ее и истолковывать, пред ним горят две свечи: разум и ветхозаветное откровение; а когда христианин входит в природу, чтобы читать ее и истолковывать, пред ним горят пять свечей: разум, ветхозаветное откровение, новозаветное откровение, Церковь и сила Духа Святого. Кто же должен лучше видеть и яснее читать: человек с одною свечой, человек с двумя свечами или человек с пятью свечами?

     - не сказано: "свет на тебе" или "свет пред тобою", но "в тебе" - этим Господь все изображение ока и тела оборачивает на внутренний мир человека, на ум и на душу. Ибо око есть образ ума, а тело – образ души;

     - если милостыня раздается ради славы человеческой, то ведет к преступлению, если же руки дающего протягиваются к нуждающемуся брату по милосердию, то она также и помышления простирает к Богу;

     - ум есть окно души к Богу;

     - во всяком человеке, даже при величайшей чистоте ума, существует и нечистота; но человек с чистым умом не хочет видеть нечистоты. Он управляет свой ум, а ум – всю душу только к тому, что чисто, как внутри человека, так и во внешнем мире. И, устремляясь умом только к тому, что чисто, человек все более обогащается чистотою;

     - смотря телесными глазами на духовные вещи и события, вы их не увидите; ибо телесный глаз видит телесное, а духовное око видит духовное;

     - слыша о лукавом оке, разумей не око в главе, но лукавый помысл в непросвещенном сердце;

     - находящийся только во мраке при появлении солнца освобождается от тьмы; лишенный же зрения даже и при появлении солнца не видит. То же самое претерпевают и богатые. Даже и тогда, когда Солнце правды осиявает и наставляет их, они не чувствуют, потому что богатство ослепило их очи, — почему и страждут сугубою слепотою: и сами от себя, и от того, что не внимают Учителю;

     - может ли человек одною ногой шагать направо, а другою – налево? Не может. Точно так же он не может идти в сретение Богу, оставаясь в объятиях мира: или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть;

     - от того, кто отречется от Бога, отречется и Бог, и Бог останется Богом, а человек этот будет изглажен из Книги Жизни в обоих мирах;

     - сребролюбие означает не только страстную любовь к серебру, но и ко всякому излишнему и душетленному богатству;

     - разве Авраам не был богат? Или Иов и другие (праведники)? Да, они были богаты, но не раболепствовали богатству, а были господами его и раздавали его неимущим. Не можете Богу работати и мамоне, потому что Бог повелевает не только воздерживаться от чужого, но и свое дарить, мамона же наоборот: не только своего не давать, но не воздерживаться и от чужого;

     - за удовлетворением суетных и греховных пожеланий всегда следует увлечение ими; за увлечением следует плен, умерщвление для всего духовного;

     - кто является рабом богатства, тот как раб сохраняет богатство, а кто сбросил с себя ярмо богатства, тот раздает его как господин;

     - люди пьют и едят ради души, потому что она не может обитать в теле, которое не кушает и не пьет, до тех пор, пока оно станет нетленным;

     - в некоторых священных списках прибавлено: "И что будете пить.": должны трудиться, но должны оставить озабоченность. Слова Господа ("не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться") мы должны понимать в отношении к телесной пище и одежде. Наоборот, о пище и одежде духовной мы всегда должны заботливо беспокоиться;

     - Господь запрещает излишество и неумеренность, а не труд и рукоделие;

     - Господь наш не сказал: "прижми руки твои, и сиди празден чрез весь день, и Я подам тебе пищу, питие и одеяние"; но "не будь, говорит, раб чрева твоего, не предавай всего ума твоего на службу плоти твоей";

     - Спаситель есть не препятствует, а препятствует говорить: "что будем есть"? Так говорят богачи с вечера: что будем есть завтра? Видишь, что Спаситель здесь запрещает изнеженность и роскошь;

     - в словах про птиц небесных: "и Отец ваш Небесный питает их" не сказано «Отец их», но "Отец ваш". Бог для птиц небесных только Творец, но для вас Он больше, чем ТворецОн Отец ваш;

     - не хлеб вас насыщает, но Божия сила чрез хлеб, и не вода утоляет вашу жажду, но Божия сила чрез воду;

     - из-за собственной слабости мы не должны считать невозможным исполнение заповеди;

     - по отношению к одежде должно быть не пристрастие, но благоприличие, не суетность, но состояние, не тщеславие, но долг и обязанность, а не попечение без конца, пышность без меры, расточение без цели, ежедневные перемены уборов. Есть люди, которые имеют низость заниматься изобретениями сего рода, и много людей, которые имеют рабскую низость подражать сим детским изобретениям – невероятная безрассудность!

     - чем больше вы сами о себе заботитесь, тем меньше о вас заботится Бог!

     - возвышая силу красоты цветов, Спаситель не сказал просто, что Бог их "одевает", но: "так одевает". Слово "так" указывает здесь на усиление красоты, но, усиливая ничтожество цветов, назвал их далее травою, и сказал еще более: сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, – что сказано для усиления ничтожества;

     - Сам Господь учит нас просить у Бога в молитве только хлеб наш насущный, под которым должно разуметь и хлеб духовный, коим люди на самом деле и живут;

     - слава человека – не в пище, питии и одежде. Ибо если бы в этом была слава человека, то человек был бы в тысячу раз лучше накормлен, напоен и одет в жизни сей, чем все прочие творения на земле, в воздухе и в воде;

     - каждый человек занимается своим любимым делом и думает - он делает то, что нужно и даже не предполагает: чтобы угодить Богу, нельзя судить о вещах по себе. Наше суждение затрудняется тем, что необходимые заповеди не ко всему подходят и не всегда все вместе применяются, но одни заповеди нужно предпочесть другим в данное время, а в другое поступить наоборот. Ведь никакое служение не совершается постоянно, но каждое в свое время;

     - смотри же, како отвсюду убеждает. Не говорит: "весть Бог", но "весть Отец ваш", — да чрез сие покажет Его к нам отеческую любовь; потом присовокупил и сие: "яко требуете всех сих", да объяснить сим всевидящее промысла Его око;

     - не ищите нитки у Того, Кто может дать вам царское облачение; и не ищите нищенских крошек со стола Того, Кто желает посадить вас за Свою царскую трапезу. Он есть Царь, а вы – сыны Его. Ищите того, что подобает царским детям, того, что вы некогда имели, но утратили из-за греха;

     - да вразумит Господь вас, дабы вы были подобны царским сынам, кои потеряли царство, но не думают и не заботятся ни о чем ином, кроме возвращения в царство свое;

     - Христианине! говорит Господь и тебе: ищи небесных, а Я подам тебе и земная. Ты, будучи безсмертен, не дерзай просить от Меня малозначущаго и временнаго: ищи царствия Моего, ищи добродетели, а Я дам тебе и вся благая земная;

     - если вы думаете, что надобно прежде обеспечить себя в делах земных и мирских и потом уже пещись о небесном, то вы превратили порядок, предписанный словом Господним; вы не на пути к обретению Царствия Божия; да и для обеспечения себя земными благами не знаю, на чем можете утвердить свою надежду, потому что не к вам относится обещание Господне: "сия вся приложатся вам".


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - какой прикрывают смысл сии имена: светильник, око, тело?
     - почему Господь употребил иностранное слово для обозначения того, что противно Богу - маммона (это слово финикийское)?
     - почему же Христос противопоставил служению Богу именно служение богатству?
     - почему не сказал Господь просто: "не пецытеся о пище, питии и одеянии"; но: "не пецытеся душею вашею"?
     - почему Господь указывает именно на лилии, а не на какие-либо иные цветы, кои Бог облек не в меньшую красоту?
     - неужели все должны отвергнуть всякое благолепие и облечься в рубища?
     - если то, что необходимо для тела, Господь дает, даже если мы не просим, то зачем Он повелел нам молиться о насущном хлебе?


     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачала Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Что обязывает нас служить Господу Богу?
     - Почему мы всегда должны служить Богу с радостью?
     - Сердце, разделенное между служением Богу и миру;
     - Бог требует от нас для Своего служения менее, чем мир - для своего;
     - Решение некоторых возражений против дневного Евангелия;
     - Изречения Иисуса Христа против излишней заботливости о земном;
     - Мы должны искать царства Божьего усиленно, целенаправленно и постоянно;
     - Мы должны искать единого и важнейшего, чтобы достигнуть прочего, маловажного;
     - Три сильных средства против излишних мирских забот;
     - Что делает христианина свободным от земных забот, хотя он, как человек, имеет земные нужды? (ст.31.).

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Имеем ли мы веру, которая оправдывает нас перед Богом?
     - Плоды живой веры в сердце верующего;
     - В чем обнаруживается в нас мир с Богом?
     - Для чего Бог посылает нам скорби?
     - Почему истинные христиане радуются в скорбях?
     - Значение скорбей в жизни христиан;
     - О Божьей любви к людям.

Образцы церковной проповеди:
     - Поучение в 3-ю Неделю по Троице;
     - Жизнь в миру — не препятствие к достижению царства небесного;
     - Служение мамоне;
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 3-ю Неделю по Троице.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 28 июня 2020 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: Неделя 3-я по Пятидесятнице


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: Неделя 3-я по Пятидесятнице


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

28 июня 2020 года. Неделя 3-я по Пятидесятнице
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я

скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version