Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

12.06.2020 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех Святых, которая состоится 14 июня 2020 года

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех Святых, которая состоится 14 июня 2020 года

источник: сайт богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора


     В относительно небольшом евангельском зачале, читаемом во время праздничной литургии, мы слышим сразу несколько заповедей Христа, столь важных для истинного вероисповедания и их исполнения в нашей жизни: обязанность христиан всецело посвящать себя Богу; любить Его больше, чем отца и мать, сына или дочь; нести Крест Христов и следовать за Спасителем, оставив всё.


      РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - история празднования Дня Всех Святых;
     - вероучительное значение праздника;
     - песнопения праздника;
     - синаксарь в неделю Всех Святых (церковнославянский текст (транслитерация) и современный перевод);
     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя Всех Святых;
     - святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ (1957 г.);
     - особенности богослужения в неделю Всех Святых;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Палама, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Николай Сербский, преподобные Ефрем Сирин, Иероним Стридонский, Макарий Великий, Максим Исповедник, блаженный Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, монах Евфимий Зигабен, архиепископы Никифор (Феотокис), Аверкий (Таушев), игумен Пантелеимон, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 38 Евангелия от Матфея (10:32-33, 37-38; 19:27-30).
 

     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - если мы сердцем веруем во Христа, и дорожим Его святыми заповедями, но стыдимся или боимся открыто перед людьми говорить об этом, то мы - лжецы, лицедеи и малодушные животолюбцы. Это значит, что страх перед людьми в нашем сердце сильнее веры во Христа. Закон духа таков: "от избытка сердца говорят уста" (Лк. 6:45). Кто любит Бога всем сердцем, тот не будет молчать о Возлюбленном;

     - "кто исповедает меня" (буквально с греческого: кто исповедует "во Мне", т.е. исповедует Меня не собственной силой, а при помощи Моей же благодати;

     - вера без исповедания есть вера скрытная, несовершенная и притворная. Когда иному веруем сердцем, а другое исповедаем устами, лжецы и притворники есмы. Когда веруем сердцем, но ради страха, или ради другой какой-либо мирской причины, не исповедаем веруемая пред человеками, малодушны тогда и животолюбивы есмы;

     - кто верует сердцем и исповедает устами, тот имеет веру совершенную, полную, истинную: тот веру предпочитает страху человеческому и любовь Божию - своей жизни;

     - не в теле красота, но красота тела зависит от того образования и цвета, который отпечатлевает душа в существе его;

     - разве может быть для человека награда большая, чем то, что Сам Господь наш Иисус Христос в Царстве Небесном, пред Отцем Небесным и бесчисленным воинством ангельским, исповедает его Своим?

     - Божественное воздаяние заключает в себе Божественное правосудие; на основании подобия они друг другу соответствуют;

     - cлавянский и русский тексты Евангелия одинаково не замечают тонкости греческого оригинала. Господь говорит: «Всяк иже исповесть εν εμι....» и т.д. – т.е. «во Мне», «о Мне»«благодаря Мне», «потому что Я – в нем», «Моею силою», «при Моей поддержке». Как говорит Апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13); слав.: «Вся могу о укрепляющем...» Господь говорит: «Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете» (Ин. 15:4);

     - слова: "исповедаю и Я в нем" – значат: исповедаю и Я, побуждаемый его благорасположенностью;

     - даровав свое сердце Христу, человек может, кроме себя самого, спасти и родных своих; даровав же свое сердце отцу и матери, сыну и дочери, он неизбежно погубит и себя, и их;

     - Господь не запретил любить отца или мать, но многозначительно прибавил: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня";

     - кажется, свойственнее было бы требовать любви к отцу, и почтения к Богу. Нет, говорит Божественный закон, чти отца; возлюбиши Бога. Отца любить тебе свойственно и без заповеди, но отца не только люби по естеству, но и чти по воле Отца небеснаго; Бога не только чти по внушению естества и совести - возлюби Бога, яко Отца;

     - если чувствуем, что мы обидели бы отца, если бы больше, нежели его, возлюбили рабов его: как не чувствовать, что мы оскорбляем Отца Небеснаго, когда к человекам, которые все едва достойны нарещися рабами Его, наше сердце удобнее отверзается, и прилепляется теснее, нежели к Нему?

     - cкажем сердцу нашему: мы не отнимаем тебя у родителей, присных и ближних; но и тебя и их вместе, отдаем Богу сердца на веки;

     - "и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня": под сыновьями же и дочерьми следует понимать, во внутреннем смысле, наши дела, наши осуществления, наши достижения, нами построенное, написанное и все прочее, чем мы гордимся как плодом своего ума или своих рук. В плодах сих – и сердце наше, любовь наша, гордость наша. Но что все эти наши достижения и все дела наши рядом с Христом? Клубы дыма рядом с солнцем! Пыль времени рядом с мрамором вечности! Итак, кто любит их более, нежели Христа, не достоин Христа;

     - под крестом надо понимать не только страдания и боль, приходящие к человеку извне, но и внутренние страдания и боль при расставании с самим собою, со своим ветхим человеком, со своими греховными навыками и страстями, со своею плотью. Это один из самых тяжких крестов, и его невозможно понести без помощи Божией и величайшей любви человека ко Христу;

     - для того, кто понесет Крест Христов, мир мертв, так же как и он сам мертв для мира – мертв для мира, но жив для Бога;

     - крестом, по объяснению святых Отцов, названы те скорби, которые Богу угодно попустить нам во время нашего земного странствования. Скорби разнообразны: каждый из человеков имеет свои скорби; скорби наиболее соответствуют страстям каждого; по этой причине каждый имеет «свой крест»;

     - в словах Господа заключается страшный приговор на непереносящих скорби терпеливо: Господь отвергает их. Они, произнося из среды скорбей ропот и злоречие, этим самым произносят исповедь, что их разум и сердце не озарены Божественною благодатию, что Господь чужд им: ибо никто иной а именно Господь научает смирению истинных рабов Своих;

     - так как распинают многих, как разбойников и воров, то Спаситель прибавил: "и следует за Мной", то есть живет согласно с Моими законами!

     - Крест должно носить на себе всегда, не думая, что может быть достаточно только пылкой веры; мы всегда должны обнаруживать свою любовь ко Христу;

     - что есть крест? Умерщвление плотских страстей и похотей мирских; ибо сие слово, распяша, значит умертвиша, якоже изъявил Божественный Апостол, говоря: "ученики Христовы плоть распяша со страстьми и похотьми" (Гал. 5:24);

     - то, что этот Крест для иных соблазн, а для иных безумие, не удивительно, ибо люди с ветхою, грешною душой, порабощенные миром сим и похотями плоти, не могут понять никаких страданий, за исключением тех, что человек переносит ради некоей земной выгоды, здоровья или богатства, чести или славы. Между тем Крест Христов означает страдания и боль, переносимые ради здравия и богатства духовного и ради чести и славы Христовой, чести и славы Того, Кто есть Царь нового Царствия и единая Любовь исповедующих Его;

     - примечай же теперь Божественных словес единомыслие. Прежде сказано: приимет креста, потом – грядет в след Мене: для того, что прежде Христов ученик умерщвляет плотския страсти и похоти мира, потом творит добродетели Иисуса Христа. Почему кто не исполняет сих обоих, тот недостоин есть ученичества Иисуса Христа, недостоин небеснаго Божия царствия;

     - всяк верующий во Христа может, ежели хочет, сказать Христу: се аз оставих вся: се аз все оставих имение мое, — хотя бы было многое и богатое, хотя бы малое и скудное; се оставих зависть, ненависть, мщение; се оставих неправду, скупость и сребролюбие, се оставих чревослужение, пьянство, плотоугодие, — се оставих всякий грех;

     - пакибытие - есть вторичное бытие. Каждый человек будет иметь два бытия, две жизни: однувременную, а другуювечную и бесконечную. Вечная жизнь будет совершенно отлична от этой временной, планетной жизни; мы наследуем ее после смерти, служащей концом земного нашего бытия, и потому-то она называется пакибытием;

     - когда Спаситель говорил: «иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю», говорил не то, чтобы мы самих себя убивали, а то, чтобы веру в Него предпочитали самой душе своей, так и говоря: «иже оставит жену», сказал не для того, чтобы мы прямо разрывали браки, но для того, чтобы самому даже браку предпочитали и Его, и Евангелие, и Царство Божие;

     - в отношении к женам было бы позорным, чтобы оставивший ради Господа одну жену получил в будущем сто. Таким образом, смысл тот, что оставивший ради Спасителя плотское получит духовное, которое по сравнению и ценности его заслуги будет таково, как число малое по сравнению с числом стократным;

     - как все люди смотрят на солнце, но не все равно освещаются, но те более наслаждаются пред другими светом, которые лучшие пред другими имеют глаза: равно и праведные все наслаждаются Богом, однако те более причащаются славы Божией, кои более пред другими успели в добродетелях;

     - в каждом из нас идет борьба между низшим и высшим человеком. Когда в нас воцаряется низкое, мерзкое, греховное, страшное, тогда низший человек в нас первый, а высший – последний. Исповедует человек свои грехи, покается, причастится Христа Живаго – тогда низший человек в нем низвергается с первого на последнее место, а высший возносится с последнего на первое. И, наоборот, когда красота и благообразие Христово царит в нас в смирении и послушании Господу, в вере и добрых делах, тогда высший человек бывает первым, а низший – последним. Но случается, к сожалению, что в таком случае добрый и набожный человек становится излишне самоуверен, а таковая самоуверенность порождает гордость, гордость же – все прочее зло, словно лествицу, по которой низший человек вползает на первое место, спихивая высшего на последнее. И так первые становятся последними, а последние – первыми.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - для чего же Спаситель не довольствуется только сердечною верою, но еще требует и устного исповедания?
     - каким же образом ходим мы в след Христа?
     - кто может подражать Господу?
     - если заповедей много, то какия они, и кто может исполнить все заповеди?
     - Петр, бедный рыбарь, что имел и что оставил? Ладию, сеть, весло, удицу. Но неужели сии ничего не стоящие вещи чрез «вся» оставленная разумел Петр, когда сказал: «се мы вся оставихом»?
     - неужели сядет и Иуда на престол, который был там вместе с другими, когда Господь сказал эти слова?
     - что же значит сказанное Господом: "сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Исраилевома" (Мф. 19:28)? Потому Господь не сказал: "судяще языком и вселенней", но именно: "коленома Израилевома"?
     - каким образом кто-либо получит во много раз большую награду в нынешнем веке?


     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачала Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Что обнаруживает отвергающийся Иисуса Христа;
     - О достойных Христовых последователях;
     - Путь христиан есть путь к небу;
     - Справедливо ли, что человек не в состоянии противиться влечению к греху?
     - Христианин должен не только сердцем веровать в Иисуса Христа, но и исповедывать Его устами перед людьми;
     - Самое высокое достоинство состоит в том, чтобы быть достойным Христа;
     - Крест христиан имеет с собой великое обетование.

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - О необходимых свойствах спасающей веры;
     - Христианская вера вселяет в своих проповедников геройский дух благочестия;
     - Примеры святых — сильнейшее для нас побуждение быть твердыми в вере благочестии и уповании христианском;
     - Обязанность быть святыми;
     - О почитании святых.

Образцы церковной проповеди:
     - Поучение а Неделю Всех Святых;
     - Святые Светила Духовного Неба;
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю Всех Святых.

 

выдержки из проповеди патриарха Московского и всея Руси Кирилла 19 июня 2011 года, в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     Почему же мы празднуем в первое воскресенье после Пятидесятницы день Всех святых? Мы празднуем его как утверждение того факта, что сила Духа Святого преобразовала во множестве человеческие души от греха к святости, от тьмы к свету. Никто из этих святых не рождался святым — они стали святыми, сопрягая свои внутренние собственные усилия с тем, чтобы открыть душу свою навстречу Божественной благодати. В этой синергии, в этом соработничестве Божественного и человеческого начал и обретается полнота человеческой жизни, полнота спасения, а все остальное вторично и десятерично. И если будет так, то не придется инвестировать колоссальные средства, чтобы защищать людей от криминала, от коррупции, от жестокости, от лжи, от несправедливости, ведь добрые помыслы исходят от сердца, как от сердца исходят и помыслы злые.
     Пусть празднование дня всех святых поможет и нам, открывая свой разум и свое сердце навстречу Богу, навстречу Его благодати, настраивать свое нравственное чувство на этот Божественный голос. Это не будет гарантией от наших ошибок и даже от наших грехов. Но это будет гарантией того, что, вставая и падая, мы идем к Богу в надежде на Его милость и на Его прощение, обличаемые во грехах Духом Святым. И пусть силу прикосновения Божественной благодати Святаго Духа каждый из нас воспримет умом и сердцем, и да поможет нам в этом Воскресший Спаситель, искупительной Жертвой Которого Дух Святый был ниспослан Отцом на святых учеников и апостолов.

 

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 14 июня 2020 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех Святых


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех Святых


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

14 июня 2020 года. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех Святых
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я

скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.

 

 Неделя Всех Святых
 Апостол: Неделя Всех Святых
 Евангелие: Неделя Всех Святых

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version