Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

06.12.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 25-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 8 декабря

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 25-ю неделю по Пятидесятнице, которая состоится 8 декабря 2019 года.

Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-dvadcat-pyataya-po-pyatidesyatnice-2019.php

С 30 сентября 2019 года, согласно Церковному Уставу, начинается чтение евангельских зачал 18-й седмицы (Лукина ряда) (см. Типикон, гл. 10, уставную главу «Сказание…» в начале богослужебного Евангелия, а также статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596). Ряд чтений Апостола остается неизменным.
Таким образом,
в 16-ю седмицу по Пятидесятнице читаются евангельские чтения 18-й седмицы и апостольские чтения 16-й седмицы;
в 17-ю седмицу – евангельские чтения 19-й седмицы и апостольские чтения 17-й седмицы,
и так далее до пятницы седмицы 31-й по Пятидесятнице.


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - богослужебное Евангелие: СКАЗАНИЕ ЕЖЕ КАКО НА ВСЯК ДЕНЬ ДОЛЖНО ЕСТЬ ЧЕСТИ ЕВАНГЕЛИЕ СЕДМИЦ ВСЕГО ЛЕТА;
     - Настольная книга священнослужителя. Часть VII. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ. Глава 1. О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ ЕВАНГЕЛИЯ;
     - профессор Н. Д. Успенский. О сентябрьской преступке Евангельских чтений;
     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 4. Недели по Троице 18-32. Неделя 27-я по Троице;
    - митрополит Антоний Сурожский: проповедь в неделю 27-ю по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины;
     - святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): Слово на Евангелие от Луки, гл. 13, стихи 10—17. Мы обязаны обличать согрешающих перед Богом (1944 г.);
     - архимандрит Кирилл (Павлов): проповедь в неделю 27-ю по Пятидесятнице. О зависти;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Григорий Двоеслов, Игнатий (Брянчанинов), Николай Сербский, преподобный Максим Исповедник, блаженный Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, архиепископы Никифор (Феотокис), Аверкий (Таушев), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 71 Евангелия от Луки (13:10-17): исцеление согбенной женщины.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

     - иные из заповедей закона должно соблюдать и телесно духовно, а иные только духовно. Например, не прелюбодействуй, не убий, не укради, и подобные сим надобно соблюдать телесно и духовно; и духовно трояким образом. Напротив того обрезываться, хранить субботу, заколать агнца, снедать опресноки с горьким зельем, и подобное – только духовно;

     - аллегорически "хранить субботу" означает бездействовать во зле;

     - Спаситель имел обычай ходить в дом молитвы и не избегал молитвы общественной. Несмотря на то, что Господь не имел в этом нужды, Он поступал так по смирению и для примера нам. Сегодня вы от многих услышите гордые слова: «Я молюсь у себя дома, ни к чему мне идти в храм на молитву!» Так говорит неразумие и гордость. А пример Господа нашего Иисуса Христа ясно нас учит, что нужно делать и то, и другое: и тайно молиться в одиночестве, и явно в храме с другими братиями;

     - нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слепотствует ум, когда вера — эта сила духовного зрения — не действует. Напротив того, когда действует вера, тогда отверзаются Небеса, и зрится Сын одесную Отца, везде сый по Божеству и вся исполняяй, неописанный (Тропарь на часах Святыя Пасхи). Ничто не препятствует нам стяжать веру! Стяжем веру — и получим видение;

     - скорченность: всякий грешник, помышляющий о земном, не ищущий небесного, не может смотреть вверх, потому что, предаваясь низшим пожеланиям, он уклоняется от прямоты ума своего и всегда видит только то, о чем помышляет, и, поскольку он не приподнимается к осенению небесного, то никак не может смотреть вверх, как скорченная женщина;

     - жестокосердие людей по отношению к уродам воистину не менее уродливо, чем само уродство;

     - нет ли и теперь между христианами, духа Христова не имеющими, людей с помыслами и стремлениями, речами и делами только земными? Есть, да еще как много! эти и подобные люди похожи на эту скорченную, о которой говорится в Евангелии, в том отношении, что они не взирают на небо, смотрят только в землю, подобно животным, как будто они не по образу Божию, как будто земля – их всегдашнее отечество, как будто они и не слышали о Небесном Отечестве, как будто не званы в него Евангелием, Церковью, Иисусом Христом и апостолами, как будто бы они для того и созданы, чтобы наряжаться, убивать время в суетных речах, в играх, в смехе или в снискании богатства;

     - Спаситель обращается к ней: женщина! Он не говорит: калека! или: уродка! или: тень жизни! или: грешница! Но: женщина! Самим этим словом Господь ей возвращает ее утраченное достоинство;

     - сначала – сочувственный взглядзатем – всемогущее слово, и в конце – милующая рука!

     - смотрите, как у нее с исцелением тела исцелилась и душа! Ибо лишь здоровая душа умеет прославлять Бога за всякое благо, с какой стороны и от кого бы оно ни приходило, в то время как душа больная, забывая Подателя всех даров, Бога, благодарит и прославляет смертные руки, через которые Бог часто посылает людям Свои дары;

     - не служит ли все сие укором нам, которые, если сделают какое-либо добро людям, требуют, чтобы вместо Бога благодарили их? Всякое благо, принимаемое нами от людей, мы не от людей принимаем, но через людей. Это Отец посылает Своим чадам подарки через Своих же чад. Ибо есть Его радость и Его благоволение так поступать. Ему подобает вся слава и хвала во все времена и во веки веков;

     - мы большей частью видим, что надобно делать, но на деле не исполняем того. Усиливаемся - и оказываемся слабыми. Суждение ума видит прямоту, но перед ним изнемогает сила в исполнении, потому, что от наказания греха происходит, что хотя по дару (благодати) может быть видимо добро, но видимое удаляется от него по заслуге. Ибо привычная виновность связывает душу так, что сия отнюдь не может подняться до прямоты. Усиливается - и падает, потому что где добровольно пробыла долго, туда по принуждению падает, хотя бы и не хотела;

     - тот, кого от высших помыслов не только необходимость отвлекает, но и самое непозволенное удовольствие удаляет, не только есть скорченный, но скорченный до конца;

     - не даем ли мы в себе дорогу злым духам, когда страстно желаем земного, когда прогибаемся к желаниям временного? Поэтому стыдно страстно желать земного и подставлять выи душ переходящим через них врагам. Тот всегда смотрит в землю, кто скорчен; а кто желает самого низкого, тот не помнит, какой ценой искуплен;

     - будем воспоминать о содеянных нами грехах, обложим корень сердца навозом, чтобы тогда тучнело плодом воздаяния то, что здесь мерзело нам через покаяние. И если мы не можем исполнить всех добродетелей, то сам Бог радуется нашему плачу. Ибо Ему будем благоугождать самым началом правосудия мы, которые будем сами наказывать неправедное, содеянное нами. В плаче не должно быть замедления, потому что пребывающие радости довольно скоро осушают преходящие слезы через Господа нашего Иисуса Христа, Который живет и царствует со Отцом в единении Св. Духа, Бог, через все веки веков;

     - так и ныне многие христиане, как и старшина синагоги считают грехом что-нибудь сделать в праздник, например, какую-нибудь нужную работу, а не считают грехом завидовать ближнему, враждовать, мстить или напиваться допьяна, петь непристойные песни, проводить время в рассеянности, в игре корыстной, в чтении пустых книг, в празднословии, смехотворстве, сквернословии! Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христа, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Не внутренние ли скляницы и блюда надо очистить, чтобы внешнее было чисто? Не в помощь ли внутренней добродетели дается наружный пост? Зачем же мы извращаем божественный порядок? О, возненавидим лицемерие и очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2 Кор. 7:1);

     - лицемер тот, кто с мелочною точностью исполняет обрядовые постановления Закона Божия, но попирает его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, всего существа человеческого по воле Божией;

     - Господь даровал человекам для примирения их с Богом добродетель — покаяние; как могли принять этот духовный дар те, которые были вполне довольны собою и ожидали в обещанном Мессии по преимуществу завоевателя, долженствовавшего обильными плотскими воздаяниями увенчать их плотскую, нелепую, исполненную гордыни и злобы праведность?

     - когда мы сходимся для дружеской беседы, часто, если не всегда, большая часть этой беседы заключается в пересудах о ближнем, в насмешках над ним, в оклеветании, уничижении, очернении его. Льются острые слова рекою; смех и хохот раздаются, как знаки одобрения; в это несчастное время самозабвения и самообольщения души наши приобщаются свойствам демонским и напитываются ядом лицемерства;

     - сперва человеки позволяют себе суждение о делах ближнего, а потом невольно впадают в осуждение. Не посеем семени — и не возрастут плевелы, воспретим себе ненужное суждение о ближних — и не будет осуждения;

     - кто возбраняет устам своим пересуды, тот хранит сердце свое от страстей. Кто хранит сердце свое от страстей, тот ежечасно зрит Господа. Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри самого себя, тот зрит в себе духовную зарю;

     - должна отдыхать и душа, а не только тело, но для души отдых – не лежание и безделье, как для тела, но дела благие, дела милосердия, дела богоугодные;

     - старейшины иудейские уже могли видеть только букву закона, и эту букву обожествлять. И вот закон, вместо того чтобы быть водителем по пути сей жизни, превратился в труп, который они тащили за собой. Вместо того чтобы быть пламенной свечою во мраке, закон стал для них холодным пеплом в золотом сосуде, которому они покланялись, как некогда их предки – золотому тельцу;

     - как легко защитить человеколюбивое дело! Бог стоит за таким делом, как свидетель и щит, и благое дело дает языку необоримое красноречие. Взгляните, как архидиакон Стефан отвечает своим мучителям! И как отвечают бывшие рыбаки, Петр и Иоанн! И как отвечает апостол Павел! Так не отвечают люди, научившиеся по книгам, но лишь наученные Духом Божиим. Так не говорят адвокаты и вообще смертные люди – но Сам Бог;

     - скорченная женщина означает скорченный ум всякого, кто не стоит близ Господа нашего Иисуса Христа. Человек со скорченным умом не может своими силами потянуться к Богу и Небу, он непрестанно пресмыкается по земле, питаясь землей, учась от земли, тоскливо веселясь от земли;

     - ум малосильный и грехами расслабленный, не верующий в истинность даже того, что он признает истиной, не имеющему сил стряхнуть с себя ложь, когда он слышит зов Истины, он сразу находит отговорку, отвечая: «Сегодня суббота, не могу – ты меня позвала в неподходящий день!» Или: «Жестоки твои речи, не могу – ты должна позвать меня другими словами!» Или: «Я молод и полон жизни, не могу – ты со своим зовом должна подождать, пока я еще немного позабавлюсь ложью!» Или: «У меня жена и дети, не могу – ты должна сначала о них позаботиться и только тогда меня звать!» Или что-то другое, десятое, сотое! Расслабленный ум всегда отыщет какой-нибудь смешной повод, чтобы не следовать за Истиной. А Истина зовет раз, и другой, и третий – и уходит, и расслабленный ум остается пресмыкаться во прахе и умирать во грехе;

     - смерть близ есть, и Суд Божий близ – два страшных напоминания о том, что и наше покаяние должно быть близ. Если наше покаяние не будет ближе и быстрее смерти и Суда Божия, то оно навсегда останется вдали от нас. Сейчас оно в наших руках, и мы еще какое-то краткое время можем пользоваться им. Так поспешим же воспользоваться покаянием, ибо оно есть первое, начальное лекарство для души человеческой. Стоит только покаяться – и тогда сразу пред нами распахнутся более удаленные двери, и будет нам указано, что делать дальше;

     - когда говорим ближнему своему; дурак, безумный, — то выражаем этим презрение к брату своему, уничижаем его. Такую брань, такое превозношение над ближним Господь строжайше запретил. Но нам заповедано обличение злых дел, мы не смеем и не должны молча и равнодушно проходить мимо нечестия. Однако Господь, говоря резкие слова, не уничижал человеческого достоинства, а лишь обличал лицемерие за лживость, ибо «отец лжи — диавол» (Ин. 8:44);

     - зависть есть корень всякого зла. Если другое зло имеет некий предел, то зависть предела не имеет, – она есть постоянное зло, безграничный, бесконечный грех;

     - лишить кого-нибудь счастья, увидеть его в злострадании – вот цель, к которой стремится зависть. Ложь, клевета, обман, низкое пронырство, ласкательство перед высшими – вот свойства зависти.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - почему указывается, что женщина была больна именно восемнадцать лет?
     - как кривой позвоночник выпрямился, не сломавшись? Как неподвижная шея повернулась без боли? Как урод стал здоровым человеком? Как была отвязана связанная овца? Как безгласная мумия обрела голос и решилась заговорить? Обо всем этом не спрашивай, но иди и славь Бога, как славила эта женщина;
     - что означает быть "дочерью Авраамовой"?
     - как объяснить, что Иисус Христос, Который нам, простым христианам, запретил называть ближнего своего даже пустым человеком, Который сказал, что, если назовем кого-нибудь безумным, то подлежим геенне огненной (Мф. 5:22), Сам нередко говорил слова резкие, как и в этом случае. Книжников с фарисеями многократно называл Он «лицемерами и змеями, порождениями ехидны» (Мф. 7:5); (Мф. 12:34); (Мф. 15:7) и др.?
     - что христианин, главным образом, должен делать в воскресенье?


Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - О надлежащем освящении воскресных дней;
     - Что такое христианская суббота или воскресенье?
     - Праздничные и воскресные дни существуют для того, чтобы мы исцелялись в них;
     - Какие работы позволительны и какие непозволительны в воскресные и праздничные дни?
     - Болезни попускаются от Бога;
     - Состояние духовного нечувствия или безболезненности;
     - О грехе под видом добра;
     - Дни воскресные и праздничные должны быть по преимуществу днями благотворения;
     - Для чего Бог дал нам Воскресный день?


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 8 декабря 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Ссылка: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-dvadcat-pyataya-po-pyatidesyatnice-2019.php

Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version