Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

04.12.2010 2 года со дня преставления Святейшего Патриарха Алексия II

5 декабря в Соборе после Божественной Литургии будет совершена панихида по почившему Святейшему Патриарху Алексию II. Приглашаем всех присоединиться к молитве об упокоении почившего Первоиерарха.

- Это действительно был великий Патриарх, великий по своему личному духовному масштабу. Он был человек проницательного ума, высокой культуры, благородного православного воспитания, имел огромный опыт архипастырской деятельности. В его лице мы видим соединение великого сана, великого подвига и великой души. Его личные свойства — любовь, открытость к людям, радость.
Так он запомнился современникам. И мы вновь мысленно возвращаемся в «эпоху Патриарха Алексия», эпоху созидания современной Русской Православной Церкви.

 

О РОЛИ ПЕРВОИЕРАРХА
Был в истории русской Церкви период, когда у нее не было Патриарха. Петр I в начале XVIII века не позволил выбрать нового Патриарха взамен умершего в 1700 году Патриарха Адриана, и поставил на его место Святейший Синод (коллегиальный орган из епископов и обер-прокурора — представителя государя), эдакое «министерство по делам Православия». Фактически царь сам встал на место Патриарха: что он приказывал Синоду через обер-прокурора, то Синод и должен был выполнять.
Глава Церкви нужна, как и всякому организму: в семье должен быть глава семьи, в каждом учреждении должен быть директор, и даже на любом собрании должен быть председатель. Глава нужна для управления, для координации, для того, чтобы организм мог жить нормальной жизнью. Когда же глава заменяется безличным учреждением, это может лишать инициативы, самостоятельности, и в значительной степени ответственности, потому что ответственность распределяется на некий «коллектив». А ведь каждый епископ, тем более Патриарх, обременен громадной ответственностью и действует всегда по велению совести. Совесть — это голос Божий в сердце человека. Можно, конечно, рассуждать о соборной иерархической совести. Когда бывает собор епископов и они вместе поют молитву: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», мы верим и надеемся, что голос Божий будет звучать в сердце каждого епископа, и они вместе смогут возвестить Истину, возвещенную им Богом. Но такой собор устраивается не так уж просто, и именно соборное решение поставляет Патриарха или Предстоятеля Церкви на время межсоборного периода управлять церковной жизнью, так сказать, «не отлучаясь от руля».


ЭПОХА ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II
Вот этот исторический отрезок - 10 июня 1990 — 5 декабря 2008. Эти 18 лет вошли в историю Русской Православной Церкви и России как эпоха. Этот краткий, по сравнению с вечностью, отрезок времени вместил в себя множество больших и малых дел, у которых одно название – созидание.

7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия состоялась 10 июня 1990 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.
Возвращение Церкви к широкому общественному служению — во многом заслуга Святейшего Патриарха Алексия II. Одно за другим следовали события воистину промыслительные: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, когда по предсказанию святого среди лета запели Пасху; обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского.
Эти чудесные обретения свидетельствуют о том, что начался новый, удивительный период в жизни нашей Церкви, свидетельствуют о благословении Божием на служение Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий возглавил восстановление и строительство храмов и монастырей, духовных школ, вообще православного образования, воссоздание Храма Христа Спасителя, прославление на юбилейном Соборе Русской Православной Церкви Собора новых мучеников и исповедников российских, поименно ведомых и неведомых, наконец, соединение разделенных в течение долгих десятилетий частей Русской Церкви. Все это вместе, казалось бы, непредставимо, абсолютно непосильно, невозможно, но благодать Божия, так явно действовавшая через Святейшего Патриарха Алексия, дала силы, совершила чудо.
Наша Церковь долгое время называлась на Западе «Церковью молчания». После десятилетий гонений мы отвыкли говорить, боялись. А Патриарх Алексий не боялся. Он эти запреты снял, и Церковь заговорила при нем полным голосом.


ЛИЧНОСТЬ ПАТРИАРХА
фрагмент интервью с ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым

- Господь его руками восстановил нашу Церковь в ее величии. Это действительно был великий Патриарх, великий по своему личному духовному масштабу. Он был человек проницательного ума, высокой культуры, благородного православного воспитания, имел огромный опыт архипастырской деятельности. В его лице мы видим соединение великого сана, великого подвига и великой души. Его личные свойства — любовь, открытость к людям, радость.
Самое главное в жизни человека, как мне кажется, встретить на своем пути святого. Мой духовный отец говорил: «Христианство нужно не рассказывать и не доказывать, а показывать». Если Господь сподобит увидеть святого человека, то все делается сразу понятным, очевидным. Патриарх Алексий был человеком, показавшим народу веру в Бога. И народ вернулся к вере, пошел в Церковь. Ни один Патриарх за всю историю Русской Церкви не сделал так много, как Патриарх Алексий. Он объехал столько епархий, освятил столько храмов и монастырей, столько рукоположил епископов, священников и дьяконов... И таким образом, объехав всю страну, Патриарх повернул ее лицом к Церкви. «Нам нужно найти дорогу к храму» — это были его любимые слова. И вот эту дорогу он указывал народу. Глядя на него, любя его, народ шел в церковь.
Необходимо еще сказать о чрезвычайно важном деле Святейшего Патриарха Алексия, на которое иногда не обращают должного внимания: он твердой рукой взял курс на евхаристическое возрождение в Русской Православной Церкви. До Патриарха Алексия было почти повсеместно принято причащаться Святых Христовых Тайн редко, а на Рождество, на Крещение, на Пасху не причащали вовсе. Святейший Патриарх Алексий с первого дня своего Патриаршества и до конца, если только была физическая возможность, сам причащал всех стремившихся подойти к нему до последнего человека. Он благословлял часто причащаться и во все праздники, а во время совершения Божественной литургии вслух читал все молитвы. В какой-то момент, вероятно, от чрезмерной нагрузки у Святейшего появились трудности с голосом, и для него сделали радиоусиление. Благодаря этому, очевидно, не без Промысла Божиего, все стоящие в храме могли слышать, как Патриарх читает в алтаре литургийные молитвы, а читал он их совершенно удивительно: с необыкновенной простотой, величием, с какой-то непередаваемой по красоте интонацией. Патриаршая Литургия стала, таким образом, в гораздо большей полноте доступна всему молящемуся народу.
Самый удивительный, конечно, незабываемый образ, который останется в моем сердце навсегда, это совершение им Литургии. В каждом его слове звучала молитва. Он ничего не говорил формально, как это бывает иногда у священнослужителей. Он вкладывал в слова молитвы свое сердце. И служба делалась необыкновенно, возвышенной, проникновенной, духовной, благородной, высокой. Это нельзя передать словами. Патриарх Алексий — это пример того, как нужно совершать Литургию. Вообще он поражал своим неподдельным величием, в нем выражались величие и достоинство Русской Церкви. Святейший Патриарх Алексий при этом общался с любым человеком так просто, естественно, ласково, так доброжелательно и уважительно, что как бы незаметно поднимал его до себя, не унижал, а возвышал. Входишь к нему в кабинет с понятным волнением, но в следующий миг все становится просто и легко, говоришь с ним, как с отцом, искренно, без страха. Он очень радовался, когда к нему обращались с пастырскими вопросами.

 

ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИАРШЕГО СЛУЖЕНИЯ
Большое внимание Святейший Патриарх Алексий уделял подготовке кадров священнослужителей для Русской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по благословению Его Святейшества открываются духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создаются структуры для развития религиозного образования и катехизации. В 1995 году устроение церковной жизни позволило подойти к воссозданию миссионерской структуры.
Его Святейшество уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживался принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он считал, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами.
После многолетних гонений и ограничений Церкви была возвращена возможность проводить не только катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность по отношению к малоимущим и служение милосердия в больницах, домах престарелых и местах заключения.
Пастырский подход Святейшего Патриарха Алексия снял напряженность между учреждениями государственной системы сохранения памятников культуры и Церковью, что было вызвано неоправданными опасениями, узко корпоративными или личными интересами. Его Святейшество подписал ряд совместных документов с Министерством культуры Российской Федерации и руководством отдельных музейных комплексов, находящихся на территории церковно-исторически и духовно значимых монастырей, которые разрешают названные проблемы и дают монастырям новую жизнь.
Святейший Патриарх Алексий призывал к тесному сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. Он постоянно напоминал о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией.
Ряд подписанных Его Святейшеством совместных документов заложил основы для развития сотрудничества Церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II создана стройная церковная система окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
В ходе политических, социальных и экономических реформ Святейший Патриарх Алексий II постоянно говорил о приоритете нравственных целей перед всеми иными, о преимуществе служения благу общества и конкретного человека в политической и экономической деятельности.
Продолжая традицию христианского миротворческого служения, в период общественно-политического кризиса в России осенью 1993 года, чреватого угрозой гражданской войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял на себя миссию умирения политических страстей, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах.
Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака, военным конфликтом в Южной Осетии в августе 2008 г. и так далее.
За время Патриаршего служения было образовано большое число новых епархий. Таким образом, возникло множество центров духовного и церковно-административного руководства, расположенных ближе к приходам и содействующих оживлению церковной жизни в отдаленных регионах.
Сотрудничество между различными христианскими конфессиями ради нужд современного мира Святейший Патриарх Алексий считал христианским долгом и путем к исполнению Христовой заповеди о единстве. Мир и согласие в обществе, к которым неустанно призывал Патриарх Алексий, обязательно включали в себя благожелательное взаимопонимание и сотрудничество между приверженцами различных религий и мировоззрений.

В статье использованы материалы сайтов
Патриархия.ру
Православие.ру
 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version