Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

05.05.2018 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю о самаряныне (6 мая 2018 года)

 Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю о самаряныне  6 мая 2018 года.

 
 
     Евангельское зачало, читаемое в этот день, довольно большое: 38 стихов. Несмотря на внешнюю простоту сюжета, оно содержит важные догматические определения христианства: Бог есть Дух; повсеместность богослужений; о замене кровавых иерусалимских жертв на бескровные жертвы, взаимоотношения Отца и Сына и Святаго Духа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал, что "всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение святых Отцов". Поэтому мы публикуем толкования святых Отцов и Учителей Церкви на каждый стих зачала: всего 105 толкований от 15 экзегетов, а также дополнительные материалы, которые помогут вам достойно подготовиться к службе.
     В ходе Божественной Литургии Евангелие читается на церковнославянском языке. Кому пока еще трудно читать тексты, написанные церковнославянским шрифтом, размещаем их транслитерацию (написание гражданским шрифтом), а также синодальный перевод. Церковнославянский язык является священным богослужебным языком потому, что создан был Кириллом и Мефодием для высшей цели – для богослужебного употребления, для церковного прославления Бога и общения с Ним.

     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
     - богословский смысл Евангельского повествования о самарянке;
     - синаксарь в неделю пятую по Пасце, самаряныни Праздник (церковнославянский текст (транслитерация) и современный перевод);
     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика. Том 2. Недели Триоди Цветной. Неделя о Самарянке;
     - проповедь святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкий) в Неделю о самаряныне (1958 г.);
     - особенности богослужения в неделю о самаряныне;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Палама, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Николай Сербский, преподобные Максим Исповедник, Ефрем Сирин, Симеон Новый Богослов, Анастасий Синаит, блаженный Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), митрополит Антоний Сурожский, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Иоанна (4:5-42).

     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:
     - обрати внимание на точность евангелиста; он не сказал: "час шестой", но: "яко час шестый", научая этим нас не относиться безразлично к самым маловажным обстоятельствам, но наблюдать правдивость во всем, что ни случается. Чтобы, говоря решительно, не ошибиться, он сдержался и сказал предположительно;
     - Спаситель утрудился от пути и жаждал, из чего ясно: тело Его было истинное тело человеческое, а не призрачное, как учили некоторые еретики;
     - как бы Иисус научил нас терпеливому перенесению страданий, если бы Сам их не перенес?
     - "Дай мне пить." Это Творец просит у Своего творения. Слова сии звенят сквозь двадцать веков; ибо слова сии Он сказал не только женщине самарянке, но всем поколениям людей до скончания века: потому, что жаждет нашей доброй воли и любви;
     - Спаситель не требует у женщины воды как Творец у творения, но просит, как просил бы человек у человека. Дабы явить этим Свое смирение. Дабы засвидетельствовать этим истинность Своего человеческого естества, ограниченного и нуждающегося. Наконец, дабы научить нас предупредительности и милосердию;
     - попросив у женщины воду, Иисус знал заранее, что она уверует и будет причиной того, что уверуют многие; поэтому, начав беседу, он совсем оставил воду;
     - богатейший не погнушался просить как нуждающийся, дабы Своей нуждой побудить других к просьбам;
     - если наш народ враждует с соседним народом, мы как люди не смеем переносить эту вражду на всякого человека из того народа, но в конкретном случае должны помочь любому нуждающемуся, вне зависимости от того, принадлежит ли он к нашему народу или нет;
     - то, что Господь не сотворил воды для утоления жажды, а обратился к женщине - есть пример мудрого воздержания от чуда там, где чудо не служит общему делу спасения;
     - иногда Спаситель поступает, как человек, доказывая, что Он – человек, а иногда творит чудеса, как Бог, уверяя, что Он – Бог;
     - весь этот мир есть дар Божий человеку, человек же – дар Божий миру;
     - самарянка спокойно беседует с Иисусом Христом об Иакове, и стоит возле Него, желая узнать то, чего искала; а иудеи хотели даже побить Его камнями, когда Он вспомнил об Аврааме. Каким же образом можно было отвергнуть эту женщину, столь усердную, любознательную и желающую извлечь для себя пользу;
     - живая вода, о коей глаголет Господь, есть животворящая Божественная благодать, питающая и поящая душу и таким образом вводящая ее в жизнь вечную уже здесь, на земле;
     - пьющий живую воду от Господа не будет никогда жаждать жаждой неверия;
     - природное свойство материальной воды – истощаться, а живой (духовной) – всегда пребывать;
     - женщина эта не была легкомысленна, так как она не просто поверила словам, а только после долгого рассуждения, но не была недоверчива и спорлива, так как найдя, что Иисус Христос больше Иакова, она не осталась при своем предубеждении;
     - душа есть церковь, а Глава церкви - Господь наш Иисус Христос, иными словами: муж души христианской - Сам Господь;
     - если ты разочаровалась в своих телесных чувствах, в чувственных наслаждениях, ты, действительно, презрела свои чувства и развелась с ними, так что они стали подобны пяти умершим мужьям (пять мужей - пять чувств); и все-таки ты осталась в постыдном сожительстве с шестым незаконным мужем, наследником пяти предыдущих: сие есть твой чувственный разум; сие - вся та ложь и мерзость, которую в тебе, как в мусорной яме, в течение долгого времени нагромождали твои чувства;
     - самарянка обозначала собой человеческую природу, получившую пять законов, как бы мужей; именно – закон, данный Адаму в раю, и опять данный ему же вне рая, закон, данный Ною во время потопа, данный Аврааму относительно обрезания и опять данный ему же о принесении в жертву Исаака; но все они прошли и как бы умерли: тогда она имела закон Моисеев;
     - самарянка представляет естество или душу каждого человека, без пророческой харизмы сожительствующих, словно с мужьями, со всеми дарованными естеству законами; из них пять суть уже умершие, а шестой, хотя и живой, не был мужем естества или души, поскольку он не рождает от нее праведность, являющуюся залогом полного спасения;
     - жена, имевшая пять мужей и притом самарянка, показывает такое тщание относительно догматов, и ни время дня, ни то, что она пришла за другим делом, и ничто иное не отвлекает ее от желания познать их: мы же не только не спрашиваем о догматах, но во всем поступаем без внимания и как случится. Поэтому и все у нас в пренебрежении... Кто из вас, скажите мне, находясь дома, берет в руки христианскую книгу, вникает в ее содержание и испытывает Писание? Никто не может этого сказать о себе. Шашки и игральные кости можно найти у весьма многих, а книги ни у кого, или у немногих, да и те занимаются ими не более таких, которые вовсе их не имеют, связывая и навсегда отлагая их в шкафы; вся забота у них только о тонкости кожи (на которой писаны книги), о красоте письма, а не о чтении;
     - общаясь с Богом Бессмертным, человек обязан предстать пред Бессмертным с тем, что в нем бессмертно;
     - Бог ищет не запаха крови и мяса, а благоухания духа и сердца человеческого;
     - самарянка Человека жаждущего хотела убедить, от Иудея отвратилась, Учителя расспросила, Пророком была обличена, а Христу поклонилась;
     - никто в мире не может выполнить своего долга пред Богом, если долг сей не стал для него приятен, как ежедневная пища;
     - совершенному послушанию Сына отвечает совершенное послушание Отца, так же как, в свою очередь, совершенному послушанию Отца и Сына отвечает совершенное послушание Духа Святаго. А совершенное послушание царит только там, где царит совершенная любовь.
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:
     - шестой час по восточному исчислению означает полдень: почему Спаситель не путешествовал в прохладное ночное время?
     - что значит: "седяше тако"?
     - Спаситель мог отверзть источник воды в камне или песке и утолить Свою жажду: почему Он этого не сделал?
     - ученики отправились за едой: почему Иисус Христос не совершил чуда с пищей для учеников?
     - почему Иисус просил у самарянки пить, когда этого не дозволял закон?
     - что такое "дар Божий" в материальном и духовном смысле?
     - что такое "живая вода"?
     - как можно познать, что благодать Святого Духа получена?
     - зачем Христос зная, что у женщины нет законного мужа, все-таки спросил о нем?
     - почему Иисус так говорит о шестом муже женщины: "не муж тебе"?
     - что в данном случае символизируют колодезь Иакова, вода его, глубина его, черпало?
     - почему Спаситель говорит, что "спасение от Иудеев"?
     - воля Отца есть и воля Сына, так же как и сущность Отца есть и сущность Сына. Почему тогда Господь наш Иисус Христос говорит о воле Отчей, а не о Своей и о деле Отчем, а не о Своем? Не одна ли и та же это воля?

Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 18 мая 2014 года, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

Что это означает - поклонение в духе? Существуют разные толкования, но в данном случае речь идет о духе той истины, в которой нужно быть убежденным, чтобы достойно поклоняться Богу. Что же является духом истины? А духом истины является присутствие этой истины в человеческой жизни. Дух означает воплощение истины в человеческом бытии. Когда мы говорим, что живем в духе Христовых заповедей, мы и имеем в виду то, что Господь сказал самарянке: нужно жить в духе той истины, которую Бог открыл людям, нужно жить по вере.
     Если бы Господь сказал самарянке: «В истине надо поклоняться», тогда наша вера была бы неким интеллектуальным изыском. Конечно, развивалась бы богословская мысль, совершенствовались бы формулировки, и вся наша деятельность сводилась бы к тому, чтобы эта истина становилась понятной людям. Но тогда не было бы, может быть, самого главного - осуществления этой истины в жизни. Добрые дела, к которым Господь нас призывает, - это и есть поклонение в духе.
     Но к Богу нужно обращаться с молитвой, когда решаются задачи и огромной важности. Вот почему сегодня Церковь несет свое свидетельство, в том числе, и в мир политики, в мир экономики. Она обращается со словами к власть имущим, потому что везде должно быть Божией присутствие - и в большом, и в малом; потому что вся наша жизнь должна быть Богу посвящена, ибо Бог - наш Отец, и мы Его дети. Как родители земные сокрушаются по поводу самых незначительных проблем своих детей - маленький ребенок заплакал в кроватке, и мать тут же подбегает к кроватке, не задаваясь вопросом, большая или малая причина слез ее младенца, она отдает себя всю в этот момент, чтобы помочь плачущему младенцу, - так и Господь в каждый момент нашей жизни, если мы с верой обращаем к Нему свою молитву, вместе с нами и в больших, и в малых проблемах.

     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачал Апостола и Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
чтение Евангелия:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Об общении с людьми;
     - Сравнение нивы с сердцем человеческим;
     - Как мы должны искать пищи тленной и нетленной;
     - Об удовлетворении телесных и духовных потребностей человека;
     - Что значит поклоняться Богу духом и истиной?
     - “Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую” (ст. 10);
     - “Мое брашно есть, да сотворю волю пославшего Мя, и совершу дело его” (ст. 34);
     - Мнимые противоречия наставлений Иисуса Христа о поклонении Богу с правилами и требованиями Церкви;
     - По воскресным и праздничным дням мы непременно должны посещать общественное богослужение в храме Божием;
     - Деятельность для царства Божьего.
чтение Апостола:
     - Практический очерк содержания рядового чтения. Об основании первой христианской церкви в Антиохии;
     - О христианах только по имени, и о христианах соответствующих своему имени;
     - Действительно ли мы христиане?
     - Различие между христианами;
     - Как мало человек может хвалиться званием христианина, если он не оказывает никаких дел христианской любви;
     - Заботливость об общих нуждах и благе составляет величайшее украшение христианина;
     - Простой человек имеет причины радоваться успехам истинного просвещения между людьми.
Образцы церковной проповеди:
     Слово в Неделю о Самарянке;
     Поучение в Неделю о Самарянке;
     Самоткровение Божества во Христе;
     Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю о Самарянке.
 
Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 6 мая 2018 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
 
Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version