Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

25.01.2018 Неделя о мытаре и фарисее. Материалы для подготовки к воскресной Божественной литургии, 28 января

  

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной литургии в неделю о мытаре и фарисее, которая состоится 28 января 2018 года.
Ссылка: http://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-o-mytare-i-farisee.php
Перед Великим постом Устав назначает три приготовительные недели, или седмицы, которые постепенно приуготовляют душу человека к подвигу - это характерная черта православной литургической традиции. Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Великий Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха, "Праздник из Праздников".
     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
     - особенности богослужения недели;
     - главы из книги протоиерея Иоанна Толмачева (†1897) Практическая Гомилетика. Том 1. Неделя о мытаре и фарисее;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Ефрем Сирин, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский, преподобный Петр Дамаскин, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Никифор (Феотокис), митрополит Антоний Сурожский, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Луки (18:10-14) - о молитве мытаря и фарисея.
     Святые Отцы во всей глубине раскрывают нам смысл Писания:
     - слова молитвы фарисея показывают его пренебрежение и в отношении Бога, и в отношении всех людей;
     - не столько ради себя, светильник воспринимает свет, сколько ради смотрящих;
     - Закон Божий надо насадить в самое сердце для достижения истинной, блаженной, духовной праведности. Явление этой праведности начинается в человеке с ощущения нищеты духа;
     - Господь дал людям заповеди не для того, чтобы они были самоцелью, но да принесут они плоды смирения пред Богом, послушания Богу и любви к Богу и к людям;
     - плод не в посте, плод – в сердце; плод даже не в исполнении заповеди, плод – в сердце;
     - притчей сею Господь хотел открыть и изобличить мнимую набожность и лживое фарисейство и во всех поколениях христиан, в том числе и в нашем, разве мало и сейчас таких, кои стоят пред Богом, как заимодавец пред должником?
     - Бог услышит любое слово из глубин сердца, но не расчетливое слово, не такое слово, которое мы скажем как бы в надежде, что одним словом заменим целую жизнь и поэтому сейчас время, когда Церковь нас готовит познать себя с тем, чтобы приступить к Посту уже приготовленными;
     - труднее, конечно, для человека признаться в грехах своих, чем в праведности своей, а Бог обращает взоры Свои к тому, кто переносит и терпит более тяжкое;
     - будем любомудрствовать (молиться), с усердием и смирением, ударяя себя в грудь, по примеру того (мытаря) - и мы получим, чего просим. Если же мы молимся в гневе и раздражительности, то мерзки мы и ненавистны пред Богом;
     - укажешь ли на целомудрие, девство, презрение денег, или на что другое, – все нечисто, обременено проклятием и отвратительно, если нет смирения;
     - перед Богом нереализованная возможность сделать добро, как и содеянное зло - одно и то же;
     - истинный молитвенник не проталкивается вперед, на первые места в храме, Бог видит его в притворе точно так же, как и близ алтаря, истинный молитвенник всегда является истинным покаянником.
     Толкования Святых Отцов дают всем нам ответы на самые важные вопросы:
     - почему Христос не сказал: "человека два пришли в церковь", но сказал: - "взошли в церковь"?
     - почему про фарисея сказано: "молился сам в себе"?
     - отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся пред Богом;
     - какое имеет значение в молитвах глагол "помилуй" или "милостив буди"?
     - почему мытарь во время молитвы не поднимал глаз своих на небо, почему ударял себя именно в грудь, а не бил по голове или по рукам?
     - кто суть возвышающий сам себя и унижающий себя?
     - не много ли таких и между христианами, которые входят в храм с таким видом, как бы Бог должен еще радоваться, что они только пришли? Не считают ли они самих себя Богом?
- две проповеди Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю о мытаре и фарисее (2010 и 2013 г.г.), в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
      "У святого Ефрема Сирина содержатся слова, которые меня в свое время так поразили, что навсегда остались в моей памяти... Он говорит о том, что смиряющийся грешник не нуждается в добрых делах. Это поразительное заявление. А вот благочестивый и гордый человек, продолжает святой Ефрем, разрушает все плоды своей добродетели. Конечно, эти слова не стоит понимать так, что если ты грешен и смиряешься, то вообще не должен ничего делать. Но эти слова говорят о смирении и сокрушении о грехах своих как о высочайшей добродетели человека, превышающей совершение добрых дел. Мы знаем, что добрые дела иногда и от гордости совершаются, чтобы как можно больше стало известно об этих добрых делах. Вот такой человек, будучи гордым и использующим добродетель, чтобы поддерживать это свое греховное состояние, ее разрушает.
     Святитель не сказал, что добрые дела не нужны. Он предлагает ревновать о добродетели, то есть стремиться к совершению добрых дел, но помнить, что спасает человека Господь. И здесь возникает самый главный вопрос: а что спасает человека? С чего начинается спасение? Если мы думаем, что наши добрые дела, наш привычный образ жизни, наше исполнение законов, государственных или церковных, нас спасают, мы заблуждаемся. Потому что вместе с совершением этих добрых дел мы можем возрастать в гордыне, в превозношении, а иногда в стремлении использовать свои добрые дела для того, чтобы заручиться авторитетом среди других людей, добрым отношением к себе со стороны начальства или властей. Как часто добрые дела используются в целях, которые направлены, в конце концов, не к спасению души, а к достижению власти, материальных средств, к расширению возможностей влиять на других людей! Сегодняшняя притча, как говорится, бьет в десятку, в самый центр духовной жизни. Без сознания своей греховности, без покаяния, без осознания того что Бог спасает, никакие добрые дела не спасут, — они всегда будут некой кривдой, а не правдой, мешающей человеку осознать глубину своего падения и своей греховности.
     С точки зрения логики нашей повседневной жизни это повествование не имеет никакого смысла. Если перевести все это в категории современной жизненной философии, то человек, незнакомый с евангельским текстом, услышав это, покрутит пальцем у виска, он не поймет, о чем идет речь. Но мы знаем, что в слове Божием великая спасающая сила вне зависимости от того, понимает его человек или не понимает, принимает или отвергает. Оно несет в себе силу, способную спасти человека."
     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Гордость уничтожает всякое добро;
     - Почему молитва фарисея была отвергнута, а молитва мытаря услышана Богом?
     - Фарисейская праведность;
     - Взаимное сравнение гордости и смирения;
     - С разными чувствами люди входят в храм Божий и выходят из него;
     - Образ гордого грешника;
     - Гордятся своими добродетелями лишь духовно слепые;
     - Молитва мытаря должна быть постоянной молитвой кающегося грешника;
     - Бог знает грешника;
     - Ложный покой самоуверенного грешника;
     - Мытарь во храме в сравнении с фарисеем;
     - Человек не будет превозноситься своими добродетелями, если подумает о...
Мы продолжаем публиковать "Воскресные листки" для подготовки к службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в предстоящее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
 
Советуем Вам распечатать листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 28 января 2018 года. Не всегда получается воспринимать текст Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
 
Ссылка: http://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-o-mytare-i-farisee.php
Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor и в Facebook: https://www.facebook.com/bogoslovkubansobor/
 

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version