11.01.2018 Материалы к празднику Обре́зания Госпо́дня и дню памяти святителя Василия Великого
Братья и сестры, поздравляем вас c наступающим праздником Обре́зания Госпо́дня и днем памяти святителя Василия Великого, которые Церковь отмечает 14 января 2018 года и предлагаем ознакомиться с материалами, которые помогут достойно подготовиться к празднику.
Текст расширенный:
Братья и сестры, 14 января 2018 года в неделю (воскресенье) 32-ю по Пятидесятнице Православная Церковь отмечает праздник Обре́зания Госпо́дня и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской († 394). Мы публикуем материалы для подготовки к этим праздникам.
У многих людей, в том числе и достаточно воцерковленных, знакомых с православным богословием, праздник Обре́зания Госпо́дня вызывает некоторое недоумение: что это за «чудная» праздничная дата обрезания крайней младенческой плоти? В чем его духовный смысл? Что в этот день празднуют Церковь?
РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- установление праздника;
- богословское толкование праздника;
- богослужебные особенности праздника;
- Святые Отцы о празднике Обре́зания Госпо́дня:
- преподобный Иоанн Дамаскин: "Точное изложение Православной Веры" Глава XXV "Об обрезании";
- святитель Андрей Критский: Слово в день обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу святому Василию.
- святитель Николай Сербский (Велимирович): «Охридский пролог»: 14 (1) января: рассуждение, созерцание, беседа.
- жизнеописание святителя Василия Великого;
- проповеди в праздник Обре́зания Госпо́дня:
- святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): слово в день Обре́зания Госпо́дня (1953);
- священномученик Фаддей (Успенский): слово в день Обре́зания Госпо́дня и памяти святителя Василия Великого (1915).
- установление праздника;
- богословское толкование праздника;
- богослужебные особенности праздника;
- Святые Отцы о празднике Обре́зания Госпо́дня:
- преподобный Иоанн Дамаскин: "Точное изложение Православной Веры" Глава XXV "Об обрезании";
- святитель Андрей Критский: Слово в день обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу святому Василию.
- святитель Николай Сербский (Велимирович): «Охридский пролог»: 14 (1) января: рассуждение, созерцание, беседа.
- жизнеописание святителя Василия Великого;
- проповеди в праздник Обре́зания Госпо́дня:
- святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): слово в день Обре́зания Госпо́дня (1953);
- священномученик Фаддей (Успенский): слово в день Обре́зания Госпо́дня и памяти святителя Василия Великого (1915).
Публикуемые материалы дают возможность глубже осознать значение праздника Обре́зания Госпо́дня для православных христиан:
- обрезание было дано Аврааму до закона, после благословений, после обетования, как знак, отличающий его, детей его и домочадцев его от народов, с которыми обращался;
- что же желает сказать евангелист словами: «нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве»?
- обрезание было установлено по причине идолопоклонства и прекратилось также вследствие крайнeго развития идолослужения: после явления в мир Христа и Его обрезания оно потеряло значение, и теперь возрождение совершается чрез Духа Святаго;
- что означает, обрезание именно в восьмой день?
- Адам первый принял закон, Ной – второй, Авраам – третий, Моисей – четвертый, Давид – пятый, Ездра, после плена Вавилонскoго вторично сообщивший народу закон и некоторые обычаи, был шестым законодателем, а Иоанн Креститель, проповедавший народу крещение покаяния и крестивший водою, был седьмым законоположником. Восьмой же – Иисус Христос;
- Иисус обрезает плотские и греховные помыслы и воспламеняет стремление к делам благим и подвигам Царства Небеснoго;
- обрезание было также и образом Крещения. Ибо как обрезание отсекает не полезный член тела, но бесполезный излишек, так и через святое крещение у нас отсекается грех; грех же, как очевидно, есть излишек желания, а не полезное желание;
- бесполезное желание и удовольствие, есть грех, который отсекает отсекает святое крещение, дающее нам в качестве знака честный крест на челе, отличающий нас не от народов, ибо все народы приняли крещение и запечатлены знаком креста, но в каждом народе отделяющий верного от неверного. Отсюда, когда явилась истина, бесполезен образ и тень. Поэтому обрезываться ныне излишне и противно святому крещению;
- почему в этот день происходит единственный случай соединения прославления Христа с прославлением святого человека - Василия Великого?
- в Новом Завете, обрезание заменено крещением, действующим более глубоко и всесторонне. В Ветхом Завете еще неразвитое сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом наказания (вплоть до внезапной смерти). Новый завет включает всех желающих чтить Бога, и потому крещение не ограничивается ничем внешним - только бы усвоить веру и учиться всей жизнью «ходить пред Богом»;
- обрезание было призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы кланяться лишь Богу Авраама. Как знамение завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и в ветхозаветнеы времена обличались «необрезанные сердца и уши»;
- зачем Господь наш, будучи безгрешным, Сам терпит обрезание, которое было необходимо для отсечения страстей плотских, обрезания жестокосердия самого сердца? - Бог принимает имя. Безвестный, во всем подобный человеку, Он посредством имени ясно познается;
- мы должны звание христианина соблюсти непорабощенным страстям мира до мученичества, а не так, чтобы отпадать от Христа при всяком натиске вражеских страстей на душу, как на войне презренные изменники сдаются врагу при малейшей опасности для их жизни;
- не в том только состоит обрезание сердца, которое в Ветхом Завете соединялось с пролитием крови, чтобы на исповеди представить устный перечень или краткое неполное рукописание своих грехов и его разорвать руками, а в том, чтобы "вместо риз растерзать самое сердце" (Иоил. 2:13) сокрушением и печалью, пролить хотя бы слезы вместо крови о своих постоянных отступлениях от Христа, искупившего нас Своею кровию.
- обрезание было дано Аврааму до закона, после благословений, после обетования, как знак, отличающий его, детей его и домочадцев его от народов, с которыми обращался;
- что же желает сказать евангелист словами: «нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве»?
- обрезание было установлено по причине идолопоклонства и прекратилось также вследствие крайнeго развития идолослужения: после явления в мир Христа и Его обрезания оно потеряло значение, и теперь возрождение совершается чрез Духа Святаго;
- что означает, обрезание именно в восьмой день?
- Адам первый принял закон, Ной – второй, Авраам – третий, Моисей – четвертый, Давид – пятый, Ездра, после плена Вавилонскoго вторично сообщивший народу закон и некоторые обычаи, был шестым законодателем, а Иоанн Креститель, проповедавший народу крещение покаяния и крестивший водою, был седьмым законоположником. Восьмой же – Иисус Христос;
- Иисус обрезает плотские и греховные помыслы и воспламеняет стремление к делам благим и подвигам Царства Небеснoго;
- обрезание было также и образом Крещения. Ибо как обрезание отсекает не полезный член тела, но бесполезный излишек, так и через святое крещение у нас отсекается грех; грех же, как очевидно, есть излишек желания, а не полезное желание;
- бесполезное желание и удовольствие, есть грех, который отсекает отсекает святое крещение, дающее нам в качестве знака честный крест на челе, отличающий нас не от народов, ибо все народы приняли крещение и запечатлены знаком креста, но в каждом народе отделяющий верного от неверного. Отсюда, когда явилась истина, бесполезен образ и тень. Поэтому обрезываться ныне излишне и противно святому крещению;
- почему в этот день происходит единственный случай соединения прославления Христа с прославлением святого человека - Василия Великого?
- в Новом Завете, обрезание заменено крещением, действующим более глубоко и всесторонне. В Ветхом Завете еще неразвитое сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом наказания (вплоть до внезапной смерти). Новый завет включает всех желающих чтить Бога, и потому крещение не ограничивается ничем внешним - только бы усвоить веру и учиться всей жизнью «ходить пред Богом»;
- обрезание было призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы кланяться лишь Богу Авраама. Как знамение завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и в ветхозаветнеы времена обличались «необрезанные сердца и уши»;
- зачем Господь наш, будучи безгрешным, Сам терпит обрезание, которое было необходимо для отсечения страстей плотских, обрезания жестокосердия самого сердца? - Бог принимает имя. Безвестный, во всем подобный человеку, Он посредством имени ясно познается;
- мы должны звание христианина соблюсти непорабощенным страстям мира до мученичества, а не так, чтобы отпадать от Христа при всяком натиске вражеских страстей на душу, как на войне презренные изменники сдаются врагу при малейшей опасности для их жизни;
- не в том только состоит обрезание сердца, которое в Ветхом Завете соединялось с пролитием крови, чтобы на исповеди представить устный перечень или краткое неполное рукописание своих грехов и его разорвать руками, а в том, чтобы "вместо риз растерзать самое сердце" (Иоил. 2:13) сокрушением и печалью, пролить хотя бы слезы вместо крови о своих постоянных отступлениях от Христа, искупившего нас Своею кровию.
14 января 2018 года на Божественной Литургии будут читаться следующие Апостольские и Евангельские зачала:
Апостол:
Недели пред Богоявлением: 2 Тим., 298 зач., IV, 5-8
Обрезания: Кол., 254 зач., II, 8-12
Святому: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2
Евангелие:
Недели пред Богоявлением: Мк., 1 зач., I, 1-8
Обрезания: Лк., 6 зач., II, 20-21, 40-52
Святому: Лк., 24 зач., VI, 17-23
Апостол:
Недели пред Богоявлением: 2 Тим., 298 зач., IV, 5-8
Обрезания: Кол., 254 зач., II, 8-12
Святому: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2
Евангелие:
Недели пред Богоявлением: Мк., 1 зач., I, 1-8
Обрезания: Лк., 6 зач., II, 20-21, 40-52
Святому: Лк., 24 зач., VI, 17-23
Мы подготовили толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), преподобный Иоанн Дамаскин, блаженный Феофилакт Болгарский, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Луки (2:20-21; 40-52), посвященное празднику Обре́зания Госпо́дня.
Святые Отцы во всей глубине раскрывают нам смысл Писания:
- Господь обрезуется, чтобы, и в этом исполнив Закон и не опустив ничего из заповеданного оным, искупить нас от проклятия;
- Иисус обрезывается, чтобы отнять предел у иудейского неверия;
- если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием;
- обрезание передается верным чрез посредство святого крещения, а святое крещение - образ Христова воскресения;
- мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде зачатия;
- святый Иосиф в поте лица своего содействовал в том высоком служении, чтобы питать и хранить истинного Сына Божия. Бог отлагающий на время всемогущество Своего Божества и всё величие души, чтобы оставить естество телесное в том же состоянии, в каком находятся все дети. Какое было для души наслаждение давать хлеб Тому, Кто Своим промыслом питает и хранит всю сию великую вселенную! Счастливы мы, христиане, могущие в разных видах исполнять в отношении к Божественному Младенцу Иисусу обязанности, подобные этим трогательным обязанностям;
- как только дети достигают возраста раскрытия разумности, родители должны стараться водить их с собою в церковь и в такие места, где они видели бы только примеры благочестия и добродетели, дабы приучать их «носить иго Господне от юности» (Плач. 3:27);
- вера не любомудрие, благочестие не наука, хотя есть любомудрие веры, есть учение благочестия;
- бдительно и верно соблюдай глаголы Божии в сердцы твоем: храни тайну веры в чистой совести, и в удалении от рассеяния и суеты берегись, чтобы не впасть в древнее невнимание, в котором «очи имуще ...не видят и уши имуще ...не слышат» (Иез. 12:2), в котором только устами приближаются к Богу, но далече отстоят от него – сердцем;
- возрастом преспевает тело, а премудростию душа, Божество же не приемлет ни того, ни другого приращения, ибо Слово Божие совершенно. И справедливо Евангелист с возрастанием тела соединил и приращение премудрости, потому что по мере телесного возрастаестество Божие открывало премудрость Свою.
- Господь обрезуется, чтобы, и в этом исполнив Закон и не опустив ничего из заповеданного оным, искупить нас от проклятия;
- Иисус обрезывается, чтобы отнять предел у иудейского неверия;
- если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием;
- обрезание передается верным чрез посредство святого крещения, а святое крещение - образ Христова воскресения;
- мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде зачатия;
- святый Иосиф в поте лица своего содействовал в том высоком служении, чтобы питать и хранить истинного Сына Божия. Бог отлагающий на время всемогущество Своего Божества и всё величие души, чтобы оставить естество телесное в том же состоянии, в каком находятся все дети. Какое было для души наслаждение давать хлеб Тому, Кто Своим промыслом питает и хранит всю сию великую вселенную! Счастливы мы, христиане, могущие в разных видах исполнять в отношении к Божественному Младенцу Иисусу обязанности, подобные этим трогательным обязанностям;
- как только дети достигают возраста раскрытия разумности, родители должны стараться водить их с собою в церковь и в такие места, где они видели бы только примеры благочестия и добродетели, дабы приучать их «носить иго Господне от юности» (Плач. 3:27);
- вера не любомудрие, благочестие не наука, хотя есть любомудрие веры, есть учение благочестия;
- бдительно и верно соблюдай глаголы Божии в сердцы твоем: храни тайну веры в чистой совести, и в удалении от рассеяния и суеты берегись, чтобы не впасть в древнее невнимание, в котором «очи имуще ...не видят и уши имуще ...не слышат» (Иез. 12:2), в котором только устами приближаются к Богу, но далече отстоят от него – сердцем;
- возрастом преспевает тело, а премудростию душа, Божество же не приемлет ни того, ни другого приращения, ибо Слово Божие совершенно. И справедливо Евангелист с возрастанием тела соединил и приращение премудрости, потому что по мере телесного возрастаестество Божие открывало премудрость Свою.
Толкования Святых Отцов помогают нам четко осознать заповеди христианства и дают ответы на самые важные вопросы для любого христианина:
- почему не повелел Моисей обрезывать в 6-й день? Почему не в 9-й или 10-й, а именно в 8-й?
- отчего же происходит совершенное молчание о первых летах Того, Кто долженствовал устроить счастие всей вселенной?
- если спросить, что делала Матерь Господня, когда Господь Иисус проповедывал, чудодействовал, страдал, умер, воскрес, вознесся на небо? На все cиe можно дать один ответ: «соблюдаше вся глаголы сия... в сердце своем».
- почему не повелел Моисей обрезывать в 6-й день? Почему не в 9-й или 10-й, а именно в 8-й?
- отчего же происходит совершенное молчание о первых летах Того, Кто долженствовал устроить счастие всей вселенной?
- если спросить, что делала Матерь Господня, когда Господь Иисус проповедывал, чудодействовал, страдал, умер, воскрес, вознесся на небо? На все cиe можно дать один ответ: «соблюдаше вся глаголы сия... в сердце своем».
Мы продолжаем публиковать "Воскресные листки" для подготовки к службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в предстоящее воскресенье, а также приведен текст апостольского чтения. На другой странице размещен текст евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 14 января 2018 года. Не всегда получается воспринимать текст Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
Советуем Вам распечатать листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 14 января 2018 года. Не всегда получается воспринимать текст Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor и в Facebook: https://www.facebook.com/bogoslovkubansobor/