08.12.2017 Исцеление согбенной женщины. Материалы для подготовки к воскресной Божественной Литургии в неделю 27-ю по Пятидесятнице, 10 декабря
Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю 27-ю по Пятидесятнице, которая состоится 10 декабря 2017 года.
РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- главы из книги протоиерея Иоанна Толмачева (†1897) Практическая Гомилетика. Том 4. Неделя по Троице 27-я;
- святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): Слово на Евангелие от Луки, гл. 13, стихи 10—17. Мы обязаны обличать согрешающих перед Богом (1944 г.);
- cхиархимандрит Кирилл (Павлов): проповедь в неделю 27-ю по Пятидесятнице. О зависти;
- митрополит Антоний Сурожский: проповедь в неделю 27-ю по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины;
- толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Григорий Богослов, Игнатий (Брянчанинов), Николай Сербский, преподобные Максим Исповедник, праведный Иоанн Кронштадтский, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Аверкий (Таушев), библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Луки (13:10-17) - исцеление согбенной женщины.
Святые Отцы во всей глубине раскрывают нам смысл Писания:
- прежде всего Господь обращается к ней: женщина! Он не говорит: калека! или: уродка! или: тень жизни! или: грешница! Но: женщина! Самим этим словом Господь ей возвращает ее утраченное достоинство;
- сначала – сочувственный взгляд, затем – всемогущее слово?, и в конце – милующая рука! Если кто-нибудь когда-нибудь и жалел ее, сожаление это было не чистым, но смешанным со страхом за себя и гордостью;
- как кривой позвоночник выпрямился, не сломавшись? Обо всем этом не спрашивай, но иди и славь Бога, как славила эта женщина;
- нужно различать слова брани от слов обличения;
- согбенность: всякий грешник, помышляющий о земном, не ищущий небесного, не может смотреть вверх, потому что, предаваясь низшим пожеланиям, он уклоняется от прямоты ума своего и всегда видит только то, о чем помышляет;
- тот, кого от высших помыслов не только необходимость отвлекает, но и самое непозволенное удовольствие удаляет, не только есть скорченный, но скорченный до конца;
- если душа сама себя не унижает до низких пожеланий, то злые духи никакой не имеют силы над ней; и они не могут перейти через нее и внушить нечистые пожелания, перейти через ту, которой боятся, как холодной к ним от внимания к высшему;
- всякое благо, принимаемое нами от людей, мы не от людей принимаем, но через людей: это Отец посылает Своим чадам подарки через Своих же чад, ибо есть Его радость и Его благоволение так поступать;
- телесными очами мы не видим Господа нашего, но взираем на Него и видим Его очами веры;
- истинного чуда невозможно совершить человеку самим собою: оно совершается благоволением и действием всесвятаго Бога и потому быть противным воле Божией и Закону Божию никак не может;
- добродетели и страсти делаются от навыка как бы природными, так и лицемерство от навыка к нему делается как бы естественным качеством;
- фарисеи, с мелочною точностью исполняя обрядовые постановления Закона Божия и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, всего существа человеческого по воле Божией, были вполне довольны собою и ожидали в обещанном Мессии по преимуществу завоевателя, долженствовавшего обильными плотскими воздаяниями увенчать их плотскую, нелепую, исполненную гордыни и злобы праведность;
- сперва человеки позволяют себе суждение о делах ближнего, а потом невольно впадают в осуждение. Не посеем семени — и не возрастут плевелы, воспретим себе ненужное суждение о ближних — и не будет осуждения;
- для души отдых – не лежание и безделье, как для тела, но дела благие, дела милосердия, дела богоугодные.
- прежде всего Господь обращается к ней: женщина! Он не говорит: калека! или: уродка! или: тень жизни! или: грешница! Но: женщина! Самим этим словом Господь ей возвращает ее утраченное достоинство;
- сначала – сочувственный взгляд, затем – всемогущее слово?, и в конце – милующая рука! Если кто-нибудь когда-нибудь и жалел ее, сожаление это было не чистым, но смешанным со страхом за себя и гордостью;
- как кривой позвоночник выпрямился, не сломавшись? Обо всем этом не спрашивай, но иди и славь Бога, как славила эта женщина;
- нужно различать слова брани от слов обличения;
- согбенность: всякий грешник, помышляющий о земном, не ищущий небесного, не может смотреть вверх, потому что, предаваясь низшим пожеланиям, он уклоняется от прямоты ума своего и всегда видит только то, о чем помышляет;
- тот, кого от высших помыслов не только необходимость отвлекает, но и самое непозволенное удовольствие удаляет, не только есть скорченный, но скорченный до конца;
- если душа сама себя не унижает до низких пожеланий, то злые духи никакой не имеют силы над ней; и они не могут перейти через нее и внушить нечистые пожелания, перейти через ту, которой боятся, как холодной к ним от внимания к высшему;
- всякое благо, принимаемое нами от людей, мы не от людей принимаем, но через людей: это Отец посылает Своим чадам подарки через Своих же чад, ибо есть Его радость и Его благоволение так поступать;
- телесными очами мы не видим Господа нашего, но взираем на Него и видим Его очами веры;
- истинного чуда невозможно совершить человеку самим собою: оно совершается благоволением и действием всесвятаго Бога и потому быть противным воле Божией и Закону Божию никак не может;
- добродетели и страсти делаются от навыка как бы природными, так и лицемерство от навыка к нему делается как бы естественным качеством;
- фарисеи, с мелочною точностью исполняя обрядовые постановления Закона Божия и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, всего существа человеческого по воле Божией, были вполне довольны собою и ожидали в обещанном Мессии по преимуществу завоевателя, долженствовавшего обильными плотскими воздаяниями увенчать их плотскую, нелепую, исполненную гордыни и злобы праведность;
- сперва человеки позволяют себе суждение о делах ближнего, а потом невольно впадают в осуждение. Не посеем семени — и не возрастут плевелы, воспретим себе ненужное суждение о ближних — и не будет осуждения;
- для души отдых – не лежание и безделье, как для тела, но дела благие, дела милосердия, дела богоугодные.
Толкования Святых Отцов дают всем нам ответы на самые важные вопросы:
- почему Господь не избегал молитвы общественной, несмотря на то, что не имел в этом нужды?
- что движет теми, кто говорит: «Я молюсь у себя дома, ни к чему мне идти в храм на молитву»?
- чем отличается обличение от осуждения ближнего?
- что символизирует длительность болезни женщины - именно восемнадцать лет?
- не служит ли все сие укором нам, которые, если сделают какое-либо добро людям, требуют, чтобы вместо Бога благодарили их?
- почему лицемерие подобно закваске?
- как возможно предохранить себя от лицемерия?
- какая связь между осуждением ближнего и лицемерством?
- почему сие дивное чудо сотворил Господь не по мольбе и не по вере женщины?
- почему Спаситель называет эту женщину дочерью Авраамовой не только по крови?
- почему Господь не избегал молитвы общественной, несмотря на то, что не имел в этом нужды?
- что движет теми, кто говорит: «Я молюсь у себя дома, ни к чему мне идти в храм на молитву»?
- чем отличается обличение от осуждения ближнего?
- что символизирует длительность болезни женщины - именно восемнадцать лет?
- не служит ли все сие укором нам, которые, если сделают какое-либо добро людям, требуют, чтобы вместо Бога благодарили их?
- почему лицемерие подобно закваске?
- как возможно предохранить себя от лицемерия?
- какая связь между осуждением ближнего и лицемерством?
- почему сие дивное чудо сотворил Господь не по мольбе и не по вере женщины?
- почему Спаситель называет эту женщину дочерью Авраамовой не только по крови?
- слово патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю 28-ю по Пятидесятнице (2015 г.), в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
Жестокость — одно из самых страшных проявлений греха в человеке, это некий признак господства темной силы в жизни человека.
Не может быть жестокости, которая передавалась бы по наследству, которая связывала бы человека с предшествующими поколениями, в недрах которых она родилась. Жестокость всегда формируется в сердце человека под влиянием его собственногомировоззрения, его собственного отношения к жизни.
Сегодня мы живем в мире, где жестокость, которая обычно вызывала у людей отвращение, страх, осуждение, теперь входит в наш быт и даже в нашу культуру, особенно через кинематограф. Постепенно в массовое сознание входит образ человека, уничтожающего врагов вокруг себя, жесткого, неспособного ни на какие компромиссы. И если такой образ будет усвоен, если вместо положительного героя нашей классической художественной литературы, в основу которой был положен нравственный идеал, будет навязан образ человека жестокого, то мы разорвем связи со своей традицией, мы создадим страшное общество.
Когда я говорю «мы», я имею в виду не только Россию, не только Русь — я имею в виду весь род человеческий, потому что образ жестокого героя не соответствует нравственной природе людей.
Жестокость — одно из самых страшных проявлений греха в человеке, это некий признак господства темной силы в жизни человека.
Не может быть жестокости, которая передавалась бы по наследству, которая связывала бы человека с предшествующими поколениями, в недрах которых она родилась. Жестокость всегда формируется в сердце человека под влиянием его собственногомировоззрения, его собственного отношения к жизни.
Сегодня мы живем в мире, где жестокость, которая обычно вызывала у людей отвращение, страх, осуждение, теперь входит в наш быт и даже в нашу культуру, особенно через кинематограф. Постепенно в массовое сознание входит образ человека, уничтожающего врагов вокруг себя, жесткого, неспособного ни на какие компромиссы. И если такой образ будет усвоен, если вместо положительного героя нашей классической художественной литературы, в основу которой был положен нравственный идеал, будет навязан образ человека жестокого, то мы разорвем связи со своей традицией, мы создадим страшное общество.
Когда я говорю «мы», я имею в виду не только Россию, не только Русь — я имею в виду весь род человеческий, потому что образ жестокого героя не соответствует нравственной природе людей.
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с размещенными материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
- Практический очерк содержания рядового чтения;
- О надлежащем освящении воскресных дней;
- Что такое христианская суббота или воскресенье?
- Праздничные и воскресные дни существуют для того, чтобы мы исцелялись в них;
- Какие работы позволительны и какие непозволительны в воскресные и праздничные дни?
- Болезни попускаются от Бога;
- Состояние духовного нечувствия или безболезненности;
- О грехе под видом добра;
- Дни воскресные и праздничные должны быть по преимуществу днями благотворения;
- Для чего Бог дал нам Воскресный день?
- Практический очерк содержания рядового чтения;
- О надлежащем освящении воскресных дней;
- Что такое христианская суббота или воскресенье?
- Праздничные и воскресные дни существуют для того, чтобы мы исцелялись в них;
- Какие работы позволительны и какие непозволительны в воскресные и праздничные дни?
- Болезни попускаются от Бога;
- Состояние духовного нечувствия или безболезненности;
- О грехе под видом добра;
- Дни воскресные и праздничные должны быть по преимуществу днями благотворения;
- Для чего Бог дал нам Воскресный день?
Мы продолжаем публиковать "Воскресные листки" для подготовки к службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в предстоящее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 10 декабря 2017 года. Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Присоединяйтесь к Собору в социальных сетях:
vk.com/kuban_sobor
facebook.com/kubansobor/
Instagram: @sobor_krd
Богословские курсы: vk.com/bogoslov_kubansobor
Тюремное служение: facebook.com/zona1dobra
Сестричество: vk.com/sisters_of_mercy_krd
Молодежный центр: vk.com/molod_ec