25.10.2017 Притча о сеятеле. Материалы для подготовки к воскресной Божественной литургии в неделю 21-ю по Пятидесятнице, 29 октября
Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю 21-ю по Пятидесятнице, которая состоится 29 октября 2017 года.
РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- главы из книги протоиерея Иоанна Толмачева (†1897) Практическая Гомилетика. Том 4. Неделя по Троице 21-я;
- проповедь митрополита Антония Сурожского: неделя 21-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле (1979);
- проповедь cхиархимандрита Кирилла (Павлова): притча о сеятеле и семени (1962);
- толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Феофан Затворник, Николай Сербский, Филарет Московский, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Луки (Лк. 8:5-15) - притча о сеятеле.
- главы из книги протоиерея Иоанна Толмачева (†1897) Практическая Гомилетика. Том 4. Неделя по Троице 21-я;
- проповедь митрополита Антония Сурожского: неделя 21-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле (1979);
- проповедь cхиархимандрита Кирилла (Павлова): притча о сеятеле и семени (1962);
- толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Феофан Затворник, Николай Сербский, Филарет Московский, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Луки (Лк. 8:5-15) - притча о сеятеле.
Святые Отцы во всей глубине раскрывают нам смысл Писания:
- всякое слово является как бы летающим в воздухе существом, почему слова и назвали «крылатыми» (выражение Гомера в «Илиаде»);
- тот имеет свои уши слышащими, кто не просто слушает, но и слушается и старается слышанное привести в дело;
- добрая земля - сердце истинных православных, которое прежде всего произращает траву Веры, потом удлиняет колос Надежды, потом показывает зрелый плод совершенной Любви;
- если бы Господь сеял Свое Божественное учение лишь среди добрых людей, тогда у злых была бы отговорка, что они даже не слышали о Евангелии, и, таким образом, свою погибель они приписывали бы Богу, а не собственной греховности;
- в том, что три части семян пропали, виновен не сеятель и не семена, а сама земля, т.е. сами люди;
- слушатели слова, которые изображаются придорожною землею: иной, например, целую службу простоит задумавшись, - и ничего не вспомнит из того, что было в церкви;
- если бы возникла потребность объяснить притчу притчей, то притчу о семени при дороге лучше всего объяснила бы притча о блуднице, так как Божественное семя произрастает и приносит плод лишь в девственной душе, коя представляет собою не проезжую дорогу, аогражденную и охраняемую ниву.
- всякое слово является как бы летающим в воздухе существом, почему слова и назвали «крылатыми» (выражение Гомера в «Илиаде»);
- тот имеет свои уши слышащими, кто не просто слушает, но и слушается и старается слышанное привести в дело;
- добрая земля - сердце истинных православных, которое прежде всего произращает траву Веры, потом удлиняет колос Надежды, потом показывает зрелый плод совершенной Любви;
- если бы Господь сеял Свое Божественное учение лишь среди добрых людей, тогда у злых была бы отговорка, что они даже не слышали о Евангелии, и, таким образом, свою погибель они приписывали бы Богу, а не собственной греховности;
- в том, что три части семян пропали, виновен не сеятель и не семена, а сама земля, т.е. сами люди;
- слушатели слова, которые изображаются придорожною землею: иной, например, целую службу простоит задумавшись, - и ничего не вспомнит из того, что было в церкви;
- если бы возникла потребность объяснить притчу притчей, то притчу о семени при дороге лучше всего объяснила бы притча о блуднице, так как Божественное семя произрастает и приносит плод лишь в девственной душе, коя представляет собою не проезжую дорогу, аогражденную и охраняемую ниву.
Толкования Святых Отцов дают всем нам ответы на самые важные вопросы:
- почему Господь объяснил, что значат слова сей притчи, а о том, кто есть сеятель и делатель слова, умолчал?
- какие это духовные и нетленные семена, какое это время сего сеяния, и кто это сеющий их, и какая это земля?
- что разумеется под "птицами небесными", которые поклевали и истребили некоторые семена?
- почему Господь не сказал, что Он вышел пахать словесные нивы, ни плугом рассекать дважды или трижды, ни исторгать корни диких трав, ни уравнивать почву, но, говорит, непосредственно «вышел сеять»?
- вышел сеятель с десятью запряжками волов, чтобы сделать один скудельный сосуд и, посеяв шесть мерок, сделать три меры. Что имел в виду святитель Иоанн Златоуст?
- что мы должны делать, чтобы стремиться к состоянию "божественного сыновства", быть сочисленными с "наемниками Божиими", стать причисленными к "рабам Божиим"?
- сколько добрых семян приносит из одного семени верующий, сколько надеющийся, а сколько усовершаемый в любви?
- истинно верующий: какой тройной плод приносит? какую награду получает от Святой Троицы для духа, души и тела? где трижды благославляется? какими тремя высокими степенями чествуется?
- почему Спаситель возгласил: "кто имеет уши слышать, да слышит!", ибо все люди имеют уши и без труда могут слышать голос и слова сей притчи?
- почему сеятель бросает семя не только на добрую землю, но и при дороге, и на камень, и между тернием?
- почему Иисус говорит в притчах народу?
- почему Господь объяснил, что значат слова сей притчи, а о том, кто есть сеятель и делатель слова, умолчал?
- какие это духовные и нетленные семена, какое это время сего сеяния, и кто это сеющий их, и какая это земля?
- что разумеется под "птицами небесными", которые поклевали и истребили некоторые семена?
- почему Господь не сказал, что Он вышел пахать словесные нивы, ни плугом рассекать дважды или трижды, ни исторгать корни диких трав, ни уравнивать почву, но, говорит, непосредственно «вышел сеять»?
- вышел сеятель с десятью запряжками волов, чтобы сделать один скудельный сосуд и, посеяв шесть мерок, сделать три меры. Что имел в виду святитель Иоанн Златоуст?
- что мы должны делать, чтобы стремиться к состоянию "божественного сыновства", быть сочисленными с "наемниками Божиими", стать причисленными к "рабам Божиим"?
- сколько добрых семян приносит из одного семени верующий, сколько надеющийся, а сколько усовершаемый в любви?
- истинно верующий: какой тройной плод приносит? какую награду получает от Святой Троицы для духа, души и тела? где трижды благославляется? какими тремя высокими степенями чествуется?
- почему Спаситель возгласил: "кто имеет уши слышать, да слышит!", ибо все люди имеют уши и без труда могут слышать голос и слова сей притчи?
- почему сеятель бросает семя не только на добрую землю, но и при дороге, и на камень, и между тернием?
- почему Иисус говорит в притчах народу?
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с размещенными материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни.Названия глав говорят сами за себя:
- Практический очерк содержания рядового чтения;
- Различные впечатления евангельской истины на различные сердца людей;
- Как поучительна притча Иисуса Христа о сеятеле и семени для проповедников и слушателей слова Божьего?
- О человеческой свободе;
- Какие условия необходимы для плодотворного действия семени Слова Божьего в нашем сердце;
- Какова сила слова Божьего!
- Много проповедей и мало добрых христиан;
- Открытое ухо и открытое сердце — два необходимые свойства истинно христианского слушателя;
- Наблюдайте, как вы слушаете;
- Сравнение слова Божьего с семенем;
- Каждая проповедь есть сеяние;
- Какие по преимуществу терния заглушают доброе семя слова Божьего?
- Как мы можем ослабить в себе чрезмерную силу привязанности к земному.
- Практический очерк содержания рядового чтения;
- Различные впечатления евангельской истины на различные сердца людей;
- Как поучительна притча Иисуса Христа о сеятеле и семени для проповедников и слушателей слова Божьего?
- О человеческой свободе;
- Какие условия необходимы для плодотворного действия семени Слова Божьего в нашем сердце;
- Какова сила слова Божьего!
- Много проповедей и мало добрых христиан;
- Открытое ухо и открытое сердце — два необходимые свойства истинно христианского слушателя;
- Наблюдайте, как вы слушаете;
- Сравнение слова Божьего с семенем;
- Каждая проповедь есть сеяние;
- Какие по преимуществу терния заглушают доброе семя слова Божьего?
- Как мы можем ослабить в себе чрезмерную силу привязанности к земному.
- слово патриарха Московского и всея Руси Кирилла (2016 г.), в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
Сеяние семени Божиего должно сопровождаться преобразованием почвы. Чтобы почва была плодородной, она должна бытькультивирована.
Удивительное слово «культивировать» — у него тот же корень, что и у слова «культура», и у слова «культ», которым порой именуетсябогослужение. Корень один и тот же, и он связан с культивированием, с усовершенствованием человеческой природы, чтобы она становилась способной воспринимать слово Божие. Наверное, это первое и самое важное предназначение каждого священнослужителя и всей Церкви.
А что же культура? Имеет ли она какое-то отношение к возделыванию почвы? Конечно, имеет! Культура — это тоже один из способов возделывания человеческого разума, человеческих чувств, человеческой воли. Сейчас некоторые настаивают на том, что человек, называющий себя художником, может делать все, что захочет, и никто не вправе его останавливать. Возможно, так и есть, но при одном условии: если художник действительно культивирует почву, если он делает ее способной к произрастанию добрых плодов. Но если под культивацией почвы понимается ее заражение, и даже не сорняками, а смертоносными растениями, то разве такое делание можно назвать культурой?
Наши совместные усилия с работниками культуры должны приносить непременно добрый, а не ядовитый плод. Потому что там, где яд, там болезни и смерть, а значит, речь идет не о культивировании почвы, а о приуготовлении ее к духовной, а то и физической погибели человеческого рода. Именно такими глазами нужно смотреть на культуру и стараться каждый раз ответить на вопрос: а эти представители культуры — что они делают? Удобряют ли почву для собирания добрых плодов или сеют нечто, что способно разрушить человеческую личность, человеческое общежитие, лишить всех нас доброго и мирного будущего?
Сеяние семени Божиего должно сопровождаться преобразованием почвы. Чтобы почва была плодородной, она должна бытькультивирована.
Удивительное слово «культивировать» — у него тот же корень, что и у слова «культура», и у слова «культ», которым порой именуетсябогослужение. Корень один и тот же, и он связан с культивированием, с усовершенствованием человеческой природы, чтобы она становилась способной воспринимать слово Божие. Наверное, это первое и самое важное предназначение каждого священнослужителя и всей Церкви.
А что же культура? Имеет ли она какое-то отношение к возделыванию почвы? Конечно, имеет! Культура — это тоже один из способов возделывания человеческого разума, человеческих чувств, человеческой воли. Сейчас некоторые настаивают на том, что человек, называющий себя художником, может делать все, что захочет, и никто не вправе его останавливать. Возможно, так и есть, но при одном условии: если художник действительно культивирует почву, если он делает ее способной к произрастанию добрых плодов. Но если под культивацией почвы понимается ее заражение, и даже не сорняками, а смертоносными растениями, то разве такое делание можно назвать культурой?
Наши совместные усилия с работниками культуры должны приносить непременно добрый, а не ядовитый плод. Потому что там, где яд, там болезни и смерть, а значит, речь идет не о культивировании почвы, а о приуготовлении ее к духовной, а то и физической погибели человеческого рода. Именно такими глазами нужно смотреть на культуру и стараться каждый раз ответить на вопрос: а эти представители культуры — что они делают? Удобряют ли почву для собирания добрых плодов или сеют нечто, что способно разрушить человеческую личность, человеческое общежитие, лишить всех нас доброго и мирного будущего?
Мы продолжаем публиковать "Воскресные листки" для подготовки к службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в предстоящее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 29 октября 2017 года. Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Присоединяйтесь к Собору в социальных сетях:
vk.com/kuban_sobor
facebook.com/kubansobor/
Instagram: @sobor_krd
Богословские курсы: vk.com/bogoslov_kubansobor
Тюремное служение: facebook.com/zona1dobra
Сестричество: vk.com/sisters_of_mercy_krd
Молодежный центр: vk.com/molod_ec