Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События





Карта сайта

События

20.09.2009 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы – это первый праздник церковного года, что соответствует толкованию этого события: рождением Божией Матери было положено начало спасению человеческого рода – в его конкретном осуществлении на земле.

Дело спасения требовало воплощения Сына Божия, обновившего и преобразившего человеческое естество. Для этого падшее, расслабленное, испорченное человечество должно было все же выйти навстречу Богу – и в Священном Писании можно видеть длинную вереницу людей, послуживших воплощению Спасителя, приходу Мессии. Недаром первое Евангелие, от Матфея, начинается перечислением имен. Эта «эстафета благочестия» должна была завершиться теми, кто реально примет Господа на земле, сможет Его принять, – в первую очередь, конечно, должна была появиться на свет Матерь Божия. Св. Андрей Критский говорит об этом событии как об устроении на земле подлинного храма Божия – Божией Матери, в Которой будет обитать Слово; также преп. Андрей называет Божию Матерь «дверью к благодати и истине» – через Нее Слово Божие придет к людям. И наконец, Божия Матерь, родив Сына, послужит спасению всего человечества. Поэтому сей праздник есть праздник всемирной радости.
 
Собственно праздник Рождества Богородицы основан на предании, которое зафиксировано в «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» (о нем есть также упоминания в творениях блаж. Иеронима и Епифания Кипрского).
Это предание содержит достаточно скупые сведения – о том, что родители Божией Матери Иоаким и Анна были уже престарелыми людьми, что они были бездетны и терпели за это «поношение» от иудеев (считалось, что отсутствие детей – это знак отвержения Богом). Будучи благочестивы, они не отчаивались в своей скорби, но подвизались много и молились, и их молитва была услышана и исполнена Богом тогда, когда это представлялось уже невозможным. Следует отметить, что рождение дочери было ими воспринято как дар Божий, и еще в младенческом возрасте они Ее «вернули» Богу – чему посвящается двунадесятый праздник Введения.
Св. Иоаким происходил из царского рода Давидова, а св. Анна – из архиерейского рода Аронова, что позволяет видеть в Пречистой Деве символичное соединение царского и архиерейского достоинства.
Родители Пресвятой Богородицы упоминаются в кондаке праздника: «Иоаким и Анна поношение безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистаса Пречистая во святем рождестве Твоем, то празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу, и питательницу Жизни нашея».
 Памяти свв. родителей Пресвятой Богородицы Иоакиму и Анне посвящен второй день праздника.
 
Праздник Рождества Богородицы очень древний, уже в 4 веке упоминается о том, что св. Елена построила храм, посвященный Рождеству Богородицы. Это означает, что Рождество Божией Матери с самого начала воспринималась Церковью как важнейший момент дела спасения и отмечалось в богослужении особым образом.
В богослужебных текстах праздника Божия Матерь многократно сравнивается с процветшим жезлом Ароновым, самый цвет которого – это Спаситель Христос Бог. Постоянно повторяется в песнопениях тема всеобщего ликования, но прославление Божией Матери постоянно выливается в прославление Господа Иисуса Христа: «Сей день Господень, радуйтеся людие: се бо света чертог, и книга слова животнаго из утробы произыде, и яже к востоком дверь родшися, ожидает входа святителя великаго, едина, и единаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших» (стихира праздника).
 
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святых Твоих родителей, и преславное славим рождество Твое».

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version